Проверяемый текст
Магометов, Алимбек Ахурбекович; Осетинский социум в эпоху пореформенной модернизации (Диссертация 2005)
[стр. 26]

другие выступали посредниками между помещиками и крестьянами, и наживались на этом.
Для безземельных и малоземельных крестьянских хозяйств мелкая аренда была средством существования.
Малоземельные крестьяне обычно арендовали землю коллективно, создавая товарищества из нескольких домохозяев; они брали землю маленькими участками, как правило, у субарендаторов, которые в свою очередь арендовали ее у землевладельцев большими массивами.
В условиях постоянного роста цен и спроса на сельскохозяйственную продукцию крупная аренда стала весьма выгодным занятием.
Учитывая это, землевладельцы всякий раз, сдавая землю посредникам, повышали арендную плату.
А арендаторы-посредники по более высоким ценам пересдавали ее крестьянам.
Постоянный рост арендных цен не мог не приводить к разорению мелких арендаторов-крестьян, пролетаризации значительной их части.
Г.М.
Цаголов отмечал, что в арендные дела между помещиками и крестьянами втерлись самым бесцеремонным образом посредники в лице ростовщиков, лавочников и прочих разновидностей всесильного деревенского кулачества.
70-80-е гг.
XIX в.
можно считать поворотным этапом в истории земледелия и всего хозяйства горцев.
К этому периоду относится начало развития земледелия на равнине.

В этот период происходили большие изменения в сельском хозяйстве.
Более быстрыми темпами стало развиваться земледелие, особенно на равнине.
Проникновение капиталистических отношений в земледелие в равнинных селах выразилось в вытеснении традиционных продовольственных культур (ячменя, пшеницы и проса) кукурузой, которая стала основным продуктом сбыта на
рынке37.
Проникновение капиталистических отношений в Осетию оказало определенное влияние и на развитие садоводства и огородничества.
Садоводство развивалось в селениях Алагир, Ардон, Заманкул.
Крестьяне начинали продавать на рынке картофель, свежие фрукты и овощи.
По
37 ЦГА РСО-А.
Ф.
1К Ол.
52.
Д.
14.
Л.
10.
26
[стр. 17]

земледелием, а выходцы из Таврической губернии покупали здесь пастбищные и покосные земли с целью создания овцеводческих хозяйств.
Огромную роль в процессе разложения старых, феодальнокрепостнических отношений и создании нового, капиталистического способа производства сыграло железнодорожное строительство, в частности, проведение железной дороги Ростов Владикавказ.
Это привело к усилению притока капиталов в Осетию из Центральной части Европейской России и содействовало развитию экономики.
По наблюдению современника, «с проведением РостовоВладикавказской железной дороги произведения мануфактурной и заводской промышленности вытесняют всюду местные изделия...
Железные изделия, доставлявшиеся местными кустарями, сделались покупными...
Специализированный труд в городах предупредительно доставляет ему (горцу А.М.) на рынок все предметы хозяйства, все орудия труда, притом в лучшем, более совершенном виде»1.
В этот период происходили большие изменения в сельском хозяйстве.
Более быстрыми темпами стало развиваться земледелие, особенно на равнине.
Проникновение капиталистических отношений в земледелие в равнинных селах выразилось в вытеснении традиционных продовольственных культур (ячменя, пшеницы и проса) кукурузой, которая стала основным продуктом сбыта на
рынке15.
Развитие капиталистических отношений в горных селах имело свои особенности.
Крестьянское сельское хозяйство в горах основывалось на парцеллярной земельной собственности, размеры частных подворных владений были очень малы.
В виду неблагоприятных природных условии в горах, кукуруза главный продукт сбыта, здесь не созревала, остальные культуры также произрастали в небольшом количестве.
17

[стр.,19]

невозможность обеспечить свое существование имеющимся наделом привязывала крестьянина к помещику, то теперь он вынужден был идти к кулаку.
«И понятно, писал В.И.
Ленин, что «нормальным» такое явление может быть лишь как одно из звеньев процесса вытеснения барщины капитализмом: ибо крестьянин неминуемо разоряется в силу таких условий г медленно, но верно превращается в пролетария»18.
Использование наемной рабочей силы в конце XIX —начале XX вв.
стало наиболее распространенной формой эксплуатации кулаками сельского населения Северной Осетии.
На основе широкого развития аренды, роста товарно-денежных отношений денежная рента окончательно вытеснила отработочную и продуктовую ренты.
Прибавочный продукт, получаемый помещиками и кулаками в результате широкой практики аренды земли, обрел денежную форму, его объем увеличивался по мере роста товарности продукции сельского хозяйства и спроса на землю, что, в свою очередь, вело к повышению арендной платы.
В арендной земле нуждались не только горцы, но и равнинные села.
Крестьяне арендовали землю не только у своих крупных помещиков, но и за пределами своих селений, например, у станиц Терского казачьего войска — Ардонской, Архонской, Николаевской, Змейской, Александровской, Терской, Сунженской, Михайловской, Слепцовской19.
Жители Салугардана арендовали землю у Алагирского серебросвинцового завода, ардонцы постоянно засевали хлеб на арендных полях, находящихся на расстоянии 20-70 всрст от своего села20.
70-80-е гг.
XIX в.
—начало пореформенной модернизации на Северном Кавказе —можно считать поворотным этапом в истории земледелия и всего хозяйства горцев.
К этому периоду относится начало развития земледелия на равнине.

Большую роль в этом сыграло переселение крестьян из внутренних 19

[стр.,20]

губерний России, которые принесли с собой новые для осетин культурные навыки и приемы земледелия21.
Рост посевных площадей стимулировал появление на всей равнинной полосе Северного Кавказа более совершенных сельскохозяйственных орудий, которые приобретали, как правило, кулаки, и сдавали за определенную плату крестьянам.
В целом же для сельского хозяйства Осетии было характерно медленное внедрение усовершенствованных орудий труда.
Проникновение капиталистических отношений в Осетию оказало определенное влияние и на развитие садоводства и огородничества.
Садоводство развивалось в селениях Алагир, Ардон, Заманкул.
Крестьяне начинали продавать на рынке картофель, свежие фрукты и овощи.
По
сведениям современников, многие осетины имели фруктовые сады .
Садоводство получило толчок в своем развитии в связи с переселением горцев на плоскость.
Оно было поставлено на промышленную основу во второй половине XIX в.
и начало этому процессу было положено в Алагире закладкой казенного питомника и большого фруктового сада при Алагирском серебросвинцовом заводе.
В начале 70-х гг.
множество мелких частных садов появилось в селениях Ольгинском, Хумалаге, Батакаюрте, Заманкуле, Николаевской, Змейской .
В Алагире садоводство стало приобретать товарный характер, алагирские яблоки и груши появлялись на Владикавказском, и даже на Петербургском рынке2 .
Прекрасные сады были на склонах Унала, в пригородах Владикавказа; в селении Камбилеевском была даже школа садоводства25.
Разительные перемены в сельском хозяйстве отмечала и местная пресса.
В «Терских ведомостях» современники делились своими впечатлениями: «если мы обратим внимание на экономическое положение осетин, то, увидим, что несмотря на сравнительное малоземелье, они и в этом отношении шагнули значительно вперед...
у них уже весьма нередко можно встретить конные и паровые молотилки, косильные, жатвенные машины, усовершенст20

[Back]