Проверяемый текст
Таказов, Магомет Владимирович; Социальная структура осетинского общества во второй половине XIX - начале XX веков (Диссертация 2000)
[стр. 45]

земли, что он позволял наделить землей тех, кто не получил земли по проекту 1853 г.76 Главнокомандующий армией на Кавказе М.С.
Воронцов согласился с решением комиссии и приказал распределить равнинную землю Тагаурского общества в надел аульного, «причем каждому аулу должно быть приурочено на общинном праве в пользование количество земли соразмерно числу дворов».
Алдары включались в число обывателей, получивших на двор 40 десятин,
им предоставлялось право пользования общинной землей наравне со всеми.
Тем же алдарам, которые не были на это согласны, предоставлялось право на получение земли в Кубанской области в количестве 300 десятин на
77 двор.
В Куртатинском обществе из трех селений было образовано два: Кадгарон для христиан и Ногкау для мусульман; в Алагирском обществе по-прежнему оставалось 2 селения Ардон и
Салугардан.79 В десяти аулах Тагаурского общества размежевание земель было законченно в 1866 г.
В разрешении поземельного и сословного вопросов в Дигории, комиссии исходили из тех же принципов, что и в Тагаурии.
Здесь также было признано необходимым отделить «подвластных» от владельцев, вознаградить землей последних за потерю прав над народом и поселить христиан отдельно от мусульман.
Эти принципы были разработаны двумя комиссиями (комиссия, созданная в 1849 г.
в г.
Нальчике под председательством К.Г.
Алехина, и
комиссия под председательством В.Е.
Шостака в 1852 г.), которые исследовали земельный и сословный вопрос и собирали сведения о повинностях «платимых дигорским народом своим баделятам».80
В 1853 г.
равнинная земля Дигории была разделена за вычетом 19790 десятин земель, пожалованных Тугановым в частную собственность, между фамилиями баделят таким образом: фамилии Кубатиевых 3000 десятин,
76 ЦГА РСО-А Ф.279.
Оп.1.
Д.2.
Л.
364.
77 Там же.
Л.51.
78Там же.
Д.I.
Л.51 об.
79 МЛ СОИГСИ.
Ф.
I.
Оп.
1.
Д.
182.
Л.
365.
80 1ам же.
45
[стр. 42]

будущем».
Г1о мнению Кодзокова, это должно было урегулировать 88 взаимоотношения отдельных сословий осетин.
В подтверждение своих доводов комиссия указывала, что общинный надел при неизбежном росте числа населения избавлял правительство от необходимости прибегать к новому перераспределению земли, что он позволял наделить землей тех, кто не получил земли по проекту 1853г.
Комиссия ошибочно отвергала сословное деление в Тагаурском обществе и существование поземельных собственников, объясняя это тем, что Тагаурская равнина до присоединения к России принадлежала «малокабардинцам», а потом составляла собственность казны.
Первоначальной же формой землевладения была форма общинная.90 Главнокомандующий армией на Кавказе М.С.
Воронцов согласился с решением комиссии и приказал распределить равнинную землю Тагаурского общества в надел аульного, «причем каждому аулу должно быть приурочено на общинном праве в пользование количество земли соразмерно числу дворов».
Алдары включались в число обывателей, получивших на двор 40 десятин.

Алдарам, включенным в аульное общество, предоставлялось право пользования общинной землей наравне со всеми.
Тем же алдарам, которые не были на это согласны, предоставлялось право на получение земли в Кубанской области в количестве 300 десятин на
двор.91 В Куртатинском обществе из трех селений было образовано два: Кадгарон для христиан и Ногкау для мусульман;92 в Алагирском обществе по-прежнему оставалось 2 селения Ардон и Салугардан.93 В десяти аулах Тагаурского общества размежевание земель было законченно в 1866 г.
В разрешении поземельного и сословного вопросов в Дигории, комиссии исходили из тех же принципов, что и в Тагаурии.
Здесь также было признано необходимым отделить «подвластных» от владельцев, вознаградить землей последних за потерю прав над народом и поселить христиан отдельно от мусульман.
Эти принципы были разработаны двумя комиссиями (комиссия, созданная в 1849 г.
в г.
Нальчике под председательством К.Г.
Алехина, и
42

[стр.,43]

комиссия под председательством В.Е.
Шостака в 1852 г.), которые исследовали земельный и сословный вопрос и собирали сведения о повинностях «платимых дигорским народом своим баделятам».

4 В 1853 г.
равнинная земля Дигории была разделена за вычетом 19790 десятин земель, пожалованных Тугановым в частную собственность, между фамилиями баделят таким образом: фамилии Кубатиевых 3000 десятин,
Каражаевым 800 десятин, Абисаловым 200 десятин (правда, позднее распределение земель в Дигории было несколько иное, где наделы были уменьшены).95 Остальные 9564 десятин отдавались на общинных началах адамихатам.
Особые участки отводились для мусульман и особые для христиан, которые решено было поселить отдельными аулами.
Вольно-Христиановскому аулу (263 семейства) отведено было 4870 десятин, а Вольно-Магомегановскому (109 семейств) 3760 десятин.96 Семейства простых дигорцев, а также хехесов, не имевших собственных земель, оставались на землях баделят и должны были отбывать в пользу феодалов поземельные повинности.97 Впоследствии 211 семейств принесли свою жалобу Кавказскому наместнику, который ответил на это: «о хехесах и тех дигорцах, которые не наделены землей, последует впоследствии особое распоряжение».98 Хехесам и «простым» дигорцам, жившим на землях баделят, отводились земли в Кубанской области.99 Через год были определены повинности, которые «простые» дигорцы и хехесы должны были отбывать баделятам за пользование землей.
Единственное в чем комиссия и администрация края и области пошли против воли дигорских баделят, это то, что отменили «навсегда», начиная с 1865 года, всякие личные повинности, вносимые им как жителями двух вольных аулов, так и оставшимся на баделятских землях крестьян.100 Было так же предписано Кодзокову произвести ревизию земель, отведенных баделятам в 1853 г.
Это было сделано для того, чтобы излишки этих земель прирезать к дачам двух крестьянских селений.
Общая площадь выявленных излишек составила более 3 тыс.
десятин.
43

[Back]