Проверяемый текст
Таказов, Магомет Владимирович; Социальная структура осетинского общества во второй половине XIX - начале XX веков (Диссертация 2000)
[стр. 50]

подчинении своих владельцев точно так же, как были они прежде.
«Правительство русское вовсе не нарушает и не отменяет тех прав, которые владельцы по обычаям края, имели над своими холопами и другими подвластными
людьми».99 Проведение крестьянской реформы на Северном Кавказе было поручено созданному в 1866 г.
в Тифлисе комитету по освобождению зависимых сословий в горских племенах Кавказа во главе с генераладъютантом Карповым.10 В своей деятельности комитет руководствовался идеей защиты интересов феодальной верхушки.
18 ноября 1866 г.
был опубликован правительственный акт об окончательном освобождении зависимых сословий в Терской области.
В феврале 1867 г.
здесь учредили посреднические суды.
В Северной Осетии их было образовано четыре, во главе их был поставлен старший адъютант начальника Осетинского округа капитан Кавтарадзе.
В состав посреднического суда входили один депутат от окружного народного суда и по два депутата от феодалов и освобождаемых категорий крестьян.
В своей деятельности эти суды руководствовались положениями, установленными высшей кавказской администрацией.
Эти положения, определявшие условия освобождения зависимых крестьян, как правило, отвечали интересам феодалов.
Феодалы пользовались запутанностью своих отношений с кавдасардами, предъявляя к ним те же требования, что и к холопам.
При разборе подобного рода дел, как сообщал начальник Осетинского округа в рапорте от 11 сентября 1866 г.
на имя начальника Терской области, неоднократно обнаруживалась незаконность исков со стороны лиц, владевших кавдасардами,101 за что предписанием от 26 сентября 1866 г.
50 99 Там же.
Л.
6.
100Там же.
Д.
1242.
Л.13.
101 Там же.
Д.
162.
Л.1.
,0! Там же.
Л.1, об.
6
[стр. 47]

жалобы, что принадлежавшие им холопы и другие подвластные лица оказывают им неповиновение и без всякого основания ищут свободы, увлекаясь примером русских крестьян, которым дарована свобода от помещичьей зависимости...
Объявляю всем здешним холопам и другим подвластным людям, что на них вовсе не распространяется свобода, дарованная русским помещичьим крестьянам».115 Далее сообщалось, что зависимые крестьяне в Северной Осетии остаются в холопстве и в подчинении своих владельцев точно так же, как были они прежде.
«Правительство русское вовсе не нарушает и не отменяет тех прав, которые владельцы по обычаям края, имели над своими холопами и другими подвластными
людьми».116 Вплотную крестьянской реформой на Северном Кавказе администрация занялась в 1863 г.
Наместник предписал начальникам Дагестанской, Кубанской и Терской областей представить свои соображения но вопросу об 117 освобождении сословий в крае.* Начальники северокавказских областей предлагали разные методы проведения реформы.
Начальник Дагестанской области говорил о необходимости переходных мер перед окончательной отменой крепостного права.
Начальник Кубанской области писал: «Я остановился на той мысли, что при настоящем положении дел в целой России, где крепостное право уже уничтожено, следовало бы, независимо от ограничения крепостного права туземцев, как меры переходной, изыскать средства к немедленному освобождению холопов и рабов вверенной мне области и в этом отношении 118 т т *•* сравнять с другими подданными государства».
Па скорейшем проведении реформы настаивал и М.Т.
Лорис-Меликов отмечая, что «между туземными холопами уже брошена идея о предстоящем освобождении их, которое в случае неудовлетворения ее, поведет к неприятным и даже кровавым столкновениям владельцев с крепостными их людьми».119 Однако, он предлагал провести крестьянскую реформу поэтапно сперва земельную, а затем отменить «крепостное состояние».
«Нет сомнения, заключал он, что весьма трудно решить этот вопрос подобно тому, как он решен в целой империи и о чем 47

[Back]