Проверяемый текст
Таказов, Магомет Владимирович; Социальная структура осетинского общества во второй половине XIX - начале XX веков (Диссертация 2000)
[стр. 75]

временнопроживающих,149 а именно в селениях: Гизель 24 человека, Кадгарон18, Ногкау 38, Ольгинское 12, Дарг-Кох 8, Тулатовское 33, Хумалаг 18, Зильги 6, Шанаево 12, Заманкул 6, Батакоюрт 5, Кар джин 14, Эльхотово 17, Салугардан 10, Ардон 46, Христиановское 44, Новоурухе 33 и Магометановское 26.
Из них имели свои дома и жили более 10 лет в этих обществах: в селении Гизель 6 человек, в
Кадгароне 2, в Ногкау 1, в Эльхотово 2 и в Салугардане 1 человек.150 Они были приписаны со своей землей наравне с коренными жителями.
Из селения Ногкау 16 временно проживающих должны были быть выселены в мусульманское село Кадгарон, «как совратившихся из провославия в магометанство».

До 60-х годов XIX века в Северной Осетии еще не было критического
земельного голода, поэтому коренные жители свободно принимали в свою среду переселенцев с гор.
Но с течением времени, равнинные жители стали ощущать земельную стесненность.
В этих условиях начинает подниматься вопрос о временнопроживающих, которые после переселения с гор на равнину оставались еще приписанными к прежнему своему месту проживания, то есть в
горах.152 Большинство врехменнопроживающих, находясь в трудном имущественном положении, должны были уплачивать наравне с коренными жителями следующие подати: государственную подымную подать; мирские сборы на содержание сельских властей, священников, мулл, церквей и школ, на устройство и поддержание охраны и различных караульных постов; 153 на нужды проходящих воинских частей, на дорожное строительство и т.д.
Они исполняли и различные натуральные повинности, как-то: подводная, постойная и по исправлению мостов, переправ и прочее.
Так же
временнопроживающие должны были уплачивать обществу посаженную 149ЦГА РСО-А.
Ф.
11.
Оп.
1.
Д.
256.
Л.
1об.
150Там же.
151 ЦГА РСО-А.
Ф.
11.
Оп.
1.
Д.
50.
Л.
129.
152ЦГА РСО-А.
Ф.
11.
Оп.
9.
Д.
34.
Л.
163; НА СОИГСИ.
Ф.
1 .0 п .
1.Д.
55.
Л.
13.
153НА СОИГСИ.
Ф.
1.
Оп.
1.
Д.
56.
Л.
12.
75
[стр. 134]

товарищества, которые к 1916 г.
владели не менее 30% частновладельческой земли.
§3.
Временнопроживающие крестьяне в Северной Осетии.
До 60-х годов XIX в.
в Северной Осетии еще не было критического
земельною голода, поэтому коренные жители свободно принимали в свою среду переселенцев с гор.
Но с течением времени, равнинные жители стали ощущать земельную стесненность.
В этих условиях, начинает подниматься вопрос о временнопроживающих, которые, после переселения с гор на равнину, оставались еще приписанными к прежнему своему месту проживания, то есть в
187 горах.
Временнопроживающие селения Тулатово о своем происхождении, в прошении начальнику Владикавказского округа в 1897 г., говорили: «С первым появлением русских поселений в нашем крае, осетины, побуждаемые стеснением в горах, а также влечением к единоверной России, быстро начали выселяться с гор на плоскость.
Выселение это продолжалось в продолжение всего этого столетия (XIX в.
М.
Т.) вплоть до последнего времени.
При устройстве поземельного быта в 60-х годах селения были наделены землей по числу бывших тогда дворов.
Но после поземельного распределения ...
выселение продолжалось попрежнему.
Вновь выселившиеся образовали во всех 188 селениях так называемый класс временнопроживающих...».
По данным М.З.
Кипиани из нагорной полосы только в 80-х годах XIX в.
выселилось: из Даргавского ущелья 130 дворов, Санибанского 80, I^ Хидикусского -■83, Махческого 67 и Донифарского 17.
В категорию временнопроживающих попадали и переселенцы или выселившиеся в Турцию, получившие право обратного возвращения в Россию; и осетины, вынужденные на почве кровной вражды оставить свое местожительство и переселиться в другое место.
Например, житель селения 134

[стр.,136]

Ольгинское 12, Дарг-Кох 8, Тулатовское 33, Хумалаг 18, Зильги 6, Шанаево 12, Заманкул 6, Батакоюрт 5, Карджин 14, Эльхотово 17, Салугардан 10, Ардон 46, Христиановское 44, Новоурухе 33 и Магометановское 26.
Из них имели свои дома и жили более 10 лет в этих обществах: в селении Гизель 6 человек, в
Кадхароне 2, в Ногкау 1, в Эльхотово 2 и в Садугардане 1 человек.196 Они были приписаны со своей землей наравне с коренными жителями.
Из селения Ногкау 16 временно проживающих должны были быть выселены в мусульманское село Кадгарон, «как совратившихся из провославия в магометанство».197
Экономическое положение времениопроживающих было различным.
В своем докладе начальник Владикавказского округа в феврале 1908 г.
писал, что временнопроживающие делятся на тех, кто: 1) имеет в селениях собственные усадебные места, скот и лошадей; 2) имеет свой скот и лошадей и арендует у коренных жителей усадебные места; 3) арендует у коренных жителей усадебные места и не имеют ни скота, ни лошадей; 4) проживает на квартирах и 198 ни скота, ни лошадей не имеет.
Большинство времениопроживающих, находясь в трудном имущественном положении, должны были уплачивать наравне с коренными жителями следующие подати: государственную подымную подать; мирские сборы на содержание сельских властей, священников, мулл, церквей и школ, на устройство и поддержание охраны и различных караульных постов; на 199 нужды проходящих воинских частей, на дорожное строительство и т.д.
Они исполняли и различные натуральные повинности, как-то: подводная, постойная и по исправлению мостов, переправ и прочее.
Так же
временноироживающие должны были уплачивать обществу посаженную плату и особую плату за выпас скота.
Государственные повинности временнопроживающие должны были отбывать не по месту приписки, а в тех селениях, где они проживали.200 136

[Back]