Проверяемый текст
Магометов, Алимбек Ахурбекович; Осетинский социум в эпоху пореформенной модернизации (Диссертация 2005)
[стр. 98]

союзы.
Они сохраняли особую синергетическую значимость в жизни осетин.
В большей степени это характерно для патронимии, основным признаком которой считалось территориальное единство.
Однако массовые переселения горцев на равнину и образование новых селений нарушали это единство.
Осетины старались переселяться на новые места, как правило, несколькими родственными семьями.
Состав равнинных сел отличался своей
многофамильностыо, но при этом очень редко встречались случаи, когда отдельная семья переселялась на новое место самостоятельно, без родственников.
Так, среди «временнопроживающих» Мизурского прихода обособленно поселились 7 семей Зангиевых, 6 семей Дзгоевых, 4 семьи Цараковых и
т.д.211 В селении Текаевском из 37 семей «временнопроживающих» было 15 семей Карабугаевых, 10 семей Кантемировых, 4 семьи Кабановых, 3 семьи Кубатиевых и 2 семьи Цопановых.
Среди временнопроживающих в Лайтакау (Закинский приход) было 8 семей Кесаевых, 5 се.мей Томаевых, 3
211 , семьи Медоевых, 3 Ханаевых и т.д.
Переселяясь на равнину, члены родственной группы старались селиться компактно, образуя часто целые улицы, кварталы.
В квартале компактного патронимического расселения дома располагались рядом, их дворы могли быть связаны внутренними переходами или перелазами, иногда имелся и общий двор.
Если не хотели, чтобы вновь образованная семья селилась в другом месте, то остальные родственные семьи нередко отдавали ей часть своего приусадебного участка, даже переносили какие-нибудь свои хозяйственные постройки.
В горных селениях с их ступенчатой застройкой, крыша дома одной из родственных семей могла быть двором для другой семьи.
Более крупные семейнородственные группы населяли несколько смежных кварталов.

98 211 ЦГА РСО-А.Ф.
11.Оп.
52.
д.284, л.
1-16 212 ЦГА РСО-А.Ф.11.Оп.
52.
д.967,л.1-38 213 ЦГА РСО-А.Ф Л 1.0п.
52.
Д.961,л.
1-53 214 Смирнова Я.
С.
Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.
М., 1983.С.91
[стр. 91]

занимали Тотиевы, 10 Хасиевы .
В селении Згид, состоявшем из 75 дворов, проживали 35 семей Цагараевых, 24 семьи Агузаровых, 11 семей Томаевых и 5 семей Габулаевых; в селении Ход, общей численностью 72 двора — 32 занимали Кайтовы, 19 —Дзугкоевы206.
Однако, территориальные ресурсы рано или поздно исчерпывались, регулируя естественным образом численность и размеры патронимических поселений.
Тогда выделившиеся из патронимии семьи расселялись в других местах.
В пореформенный период наблюдается нарушение территориального единства «иу артгей расжугае».
Это объясняется, главным образом, массовым переселением осетин-горцев на равнину в результате острого безземелья в горах.
В течение всего пореформенного периода на равнине образовывалось множество новых сел из выходцев из различных горных ущелий Осетии.
Например, в плоскостном селении Гизель в 1912 г.
представители 66 фамилий были расселены по 594 дворам, причем каждая из семейно-родственных групп занимала не более 4-6 дворов .
Осетины старались переселяться на новые места, как правило, несколькими родственными семьями.
Состав равнинных сел отличался своей
многофамильностью, но при этом очень редко встречались случаи, когда отдельная семья переселялась на новое место самостоятельно, без родственных ей семей.
Даже среди временнопроживающих, находившихся в исключительных экономических условиях, родственные семьи старались селиться вместе.
Так, среди временнопроживающих Мизурского прихода обособленно поселились 7 семей Зангиевых, 6 семей Дзгоевых, 4 семьи Цараковых и
т.д.208 В селении Текаевском из 37 семей временнопроживающих было 15 семей Карабугаевых, 10 семей Кантемировых, 4 семьи Кабановых, 3 семьи Кубатиевых и 2 семьи Цопановых .
Среди временнопроживающих в Лайтакау (Закинский приход) было 8 семей Кесаевых, 5 семей Томаевых, 3
семьи Медоевых, 3 — Ханаевых и т.д.210 91

[стр.,92]

Переселяясь на равнину, «иу артзей расгеугж» старались селиться компактно, образуя часто целые улицы, кварталы.
В квартале компактного патронимического расселения дома располагались рядом, их дворы могли быть связаны внутренними переходами или перелазами, иногда имелся и общий двор.
Если не хотели, чтобы вновь образованная семья селилась в другом месте, то остальные родственные семьи нередко отдавали ей часть своего приусадебного участка, даже переносили какие-нибудь свои хозяйственные постройки.
В горных селениях с их ступенчатой застройкой, крыша дома одной из родственных семей могла быть двором для другой семьи211.
Более крупные семейно-родственные группы населяли несколько смежных кварталов.

Однако процесс массового переселения осетин на равнину не мог не нарушать территориального единства всей патронимии, одни члены которой становились равнинными жителями, а другие оставались в горах.
Другой причиной нарушения территориального единства патронимии были семейные разделы, т.к.
обычное право осетин допускало куплюпродажу земли: выделившаяся семья могла продавать свой земельный участок «чужеродцам», если не находилось покупателя среди родственников212.
Участились семейные разделы, вызываемые обычно социальным расслоением семьи.
В таких случаях братья старались селиться в разных местах, не создавая патронимических поселений .
Особенно подверженными нарушению территориального единства оказались патронимии времениопроживающих.
Выше было отмечено их стремление компактно селиться на новых местах и приведены факты подобного поселения.
Но следует отметить, что это удавалось только зажиточной части временнопроживающих.
Основная же их масса объективно не могла сохранять территориального единства в связи с трудностью жилищного вопроса: не будучи приписанными к сельским обществам, временнопроживающие не имели права строиться на новых местах и, 92

[Back]