Проверяемый текст
Якунина, Алла Викторовна; Теория и методология ценообразования в системе вертикальной координации продовольственного рынка России (Диссертация 1998)
[стр. 41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 41 БИБЛИОТЕКА максимум потенциальной совокупной выгоды; второй как эта совокупная выгода должна быть поделена между сторонами контракта.
При разрешении первого вопроса стороны объединены общим интересом, а второй, как правило, вызывает разногласия.
При этом решение второго вопроса может оказывать влияние на решение первого.
Если в результате торга индивидуальная выгода одного из торговцев может
бьггь увеличена при сокращении как индивидуальной выгоды другого торговца, так и совокупной выгоды, то торговля получается неэффективной.
Тем не менее, поскольку каждый из торговцев может получить дополнительные выгоды, они имеют стимул затягивать переговоры, угрожать
не заключением сделки и обманывать партнера.
Контракты, которые являются всеобъемлющими в том смысле, что их никогда не понадобится пересматривать или дополнять, мы будем называть полными.
Полный контракт с совершенством выполняет две конфликтующие между собой цели: он устраняет
свободу для сторон контракта и, в то же самое время, предоставляет им максимальную степень гибкости для эффективного реагирования на детали случайных событий, становящиеся очевидными по ходу осуществления трансакции (сделки).
Составить полный контракт можно, если соответствующая трансакция проста (например, продажа в ближайшем
будушем определенного количества кукурузы конкретного сорта по определенной цене и в определенном месте).
Чем сложнее трансакция, тем сложнее предусмотреть в контракте точные действия сторон
н их вознаграждение при всех возможных состояниях внешней среды.
Причиной этому является, в первую очередь, ограниченная рациональность, т.е.
невозможность предвидеть все возможные случайные события и вытекающие из них действия сторон.

И чем длительнее срок действия контракта, тем разнообразнее может бьггь состояние окружающей среды и самих сторон контракта и, значит, тем сложнее составить его исчерпывающе.
Во-вторых,
если составление полного контракта и возможно, это может оказаться очень дорогостоящим.
Даже невысокие издержки включения каждого из возможных событий и соответствующих действий сторон в контракт при осуществлении сложной трансакции могут сделать достижение требуемой гибкости в контракте неприемлемо дорогим.
[стр. 102]

обращается экономическая теория трансакционных издержек, это оппортунизм или «преследование личных целей с использованием коварства» [68, с.
98].
Оппортунизм означает предоставление неполной или искаженной информации, т.е.
речь идет о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины или других методах запутывания партнера.
Оппортунистическое поведение может использоваться одной или обеими сторонами как до (ex ante), так и после (ex post) заключения контракта.
При этом, однако, вовсе не обязательно, чтобы все стороны проявляли оппортунизм в равной мере.
До заключения контракта оппортунистическое поведение может выражаться в искажении информации, затягивании переговоров и т.п.
Стороны желают заключить контракт в случае, если они обе получают от этого дополнительную выгоду.
Практически всегда при этом существует переговорный интервал, т.е.
интервал разных вариантов обмена, одни из которых более выгодны одной стороне, а другие другой, но все они представляют собой улучшение положения обеих сторон по сравнению с первоначальной ситуацией.
При заключении сделки необходимо разрешить два важных вопроса.
Первый как получить от предоставляемых данной сделкой возможностей максимум потенциальной совокупной выгоды; второй как эта совокупная выгода должна быть поделена между сторонами контракта.
При разрешении первого вопроса стороны объединены общим интересом, а второй, как правило, вызывает разногласия.
При этом решение второго вопроса может оказывать влияние на решение первого.
Если в результате торга индивидуальная выгода одного из торговцев может
быть увеличена при сокращении, как индивидуальной выгоды другого торговца, так и совокупной выгоды, то торговля получается не эффективной.
Тем не менее, поскольку каждый из торговцев может получить дополнительные выгоды, они имеют стимул затягивать переговоры, угрожать
отказом от заключения сделки и обманывать партнера.
Более формально, оппортунизмом называется как поведение, не максимизирующее совместную прибыль (и не являющееся эффективным) при наступлении определенного непредвиденного события, так и поведение, допускающее обогащение одной стороны за счет другой при определенных состояниях внешней среды, необязательно вызывающее искажения предложения или спроса £162].
Между оппортунизмом и общепринятым понятием моральной угрозы, возникающей в результате информационной асимметрии, существует естественная связь.
Оппортунистическое поведение может существовать тогда, когда, во-первых, существует неопределенность и, во-вторых, агент вступает во взаимодействие не с безличной внешней средой, а с конкретным партнером, с

[стр.,103]

которым он взаимодействует для получения выгоды, т.е.
когда возникают контрактные отношения.
Сочетание допущения об ограниченной рациональности с допущением об оппортунизме полностью меняет представление о человеке как экономическом агенте.
Контрактный человек (человек как сторона контракта) отличается от ортодоксальной концепции максимизирующего человека, по крайней мере, по двум аспектам [266, с.
138].
Во-первых, он характеризуется ограниченной рациональностью.
Во-вторых, контрактный человек представляет собой более глубокий и проблемный тип искателя собственных выгод, чем его предшественник в виде экономического человека.
Однако теория обычно предполагает, что рынки являются конкурентными ex ante (много покупателей и продавцов), поэтому в основном рассматривается оппортунизм ех post.
Оппортунистическое поведение после заключения контракта не обязательно означает нарушение условий контракта.
Оно может выражаться в попытках толкования условий контракта в свою пользу, сокрытии информации о фактическом положении дел, а также в попытках получения дополнительных преимуществ при возобновлении контракта.
Возможность оппортунистического поведения ex post вызывает у заключающих контрактное соглашение сторон желание составить ex ante контракт, который исчерпывающе учитывал бы все возможные ситуации.
Контракт, который составлен всеобъемлюще в том смысле, что его никогда не понадобится пересматривать или дополнять, является полным контрактом.
Полный контракт с совершенством выполняет две конфликтующие между собой цели: он устраняет
возможность оппортунизма каждой из сторон контракта и, в то же самое время, предоставляет им максимальную степень гибкости для эффективного реагирования на детали случайных событий, становящиеся очевидными по ходу осуществления трансакции (сделки).
Составить полный контракт можно, если соответствующая трансакция проста (например, продажа в ближайшем
будущем определенного количества кукурузы конкретного сорта по определенной цене и в определенном месте).
Чем сложнее трансакция, тем сложнее предусмотреть в контракте точные действия сторон
и их вознаграждение при всех возможных состояниях внешней среды.
Причиной этому является, в первую очередь, ограниченная рациональность, т.е.
невозможность предвидеть все возможные случайные события и вытекающие из них действия сторон.

При этом, чем длительнее срок действия контракта, тем разнообразнее может быть состояние окружающей среды и самих сторон контракта и, значит, тем сложнее составить его исчерпывающе.
Во


[стр.,104]

вторьте, если составление полного контракта и возможно, это может оказаться очень дорогостоящим Даже невысокие издержки включения каждого из возможных событий и соответствующих действий сторон в контракт при осуществлении сложной трансакции могут сделать достижение требуемой гибкости в контракте неприемлемо дорогим.
Таким образом, когда неопределенность и сложность внешней среды играют важную роль, то написание контракта, который бы учитывал все случайные события, становится неэкономичным и контракты имеют тенденцию оставаться неполными.
Контракт, который (А) либо не определяет обязательства сторон при каком-то из возможных состояний внешней среды, (В ) либо не полностью определяет характер самого исполнения, является неполным контрактом [208, с.
221].
Первое имеет место, если дорого перечислить все возможные будущие состояния внешней среды или договориться об обязательствах при каждом возможном состоянии.
Второе происходит из-за того, что без точного знания будущего состояния внешней среды дорого договориться или четко определить характер обязательств сторон.
Кроме того, третьей причиной, по которой каждый из двух выше обозначенных случаев может иметь место, является невозможность для третьей стороны, такой как суд, проверить наступление конкретного состояния внешней среды или определить выполнение сторонами своих обязательств.
Если контракт является неполным, логично предположить, что данный контракт более не соответствует задаче определения характера среды, в рамках которой совершается обмен (выше обозначенный случай А ), или задаче определения некоторого измерения (величины) обмена (случай В).
Если это так, то контракт терпит неудачу в определении условий торга и сокращении оппортунизма.
Понимая это (часто интуитивно) каждая из сторон пытается в контракте жестко ограничить действия другой стороны.
Но жесткий контракт влечет другую проблему неполный контракт не может определять действия, выполнение которых совершенно эффективно в случае наступления любого из возможных случайных событий.
Лучшее, что может выполнить неполный контракт, это включать пункты (статьи), предписывающие действия, которые в среднем эффективны на определенном интервале случайных событий.
Если эффективные действия чувствительны к деталям, то, вероятно, они иногда могут отличаться от тех, что предписываются контрактом.
Следовательно, использование неполных контрактов влечет за собой потерю контрактной гибкости.
Говоря иначе, при регулировании сложной трансакции с помощью неполного контракта стороны контракта (с некоторой вероятностью) попадают в ситуацию, когда они могут быть вынуждены выполнять действия, неэффективные при данном ex post состоянии системы.

[Back]