Проверяемый текст
Якунина, Алла Викторовна; Теория и методология ценообразования в системе вертикальной координации продовольственного рынка России (Диссертация 1998)
[стр. 47]

47 взаимодействие с более общими, традиционными производственными возможностями, определяют предсказуемые организационные и контрастные структуры, минимизирующие затраты.
Можно выделить три важнейшие характеристики, отличающие трансакции друг от друга
(174, р.
142): частота совершения трансакций; степень и тип неопределенности, которой они характеризуются; наличие активов специального назначения.
Частота осуществления трансакций как фактор, дифференцирующий трансакции, требует рассмотрения по двум аспектам.
Во-первых, насколько часто фирма осуществляет подобные трансакции вообще, т.е.
являются ли они единичными, периодическими или постоянными.
При этом, чем большей частотой характеризуются трансакции, тем большее
желание осуществления контроля над ними возникает у фирмы.
Во-вторых,
учитываются ограничения на поведение фирмы, накладываемые необходимостью поддержания хорошей репутации для возобновления трансакций.
Этим вопросам посвящен большой раздел теории игр, изучающий поведение фирм в условиях олигополии при единичных и повторяющихся сделках, В случае повторяющихся сделок доверие со стороны партнеров становится важным для фирмы, что влияет на ее поведение.
Подход теории трансакционных издержек к риску и неопределенности отличается от традиционно используемого в литературе неприятия риска сторонами, вступающими в контрактные отношения, подтверждения чему в реальной жизни довольно слабые.
Фокус сосредотачивается на издержках обеспечения выполнения контрактов и стимулах, в них заложенных.
При этом стороны контракта рассматриваются как нейтрально относящиеся к риску (предпочтения по отношению к риску не оказывают влияния на выбор контракта или структуру управления), но каждая из них контролирует определенные ресурсы и влияет на общие результаты.
Неопределенность можно подразделить на первичную, связанную со случайностями в состояниях внешней среды; вторичную, возникающую от недостатка коммуникаций (т.е.
от того, что один принимающий решение субъект не имеет возможности знать решения по этим же вопросам,
принимаемым другими); и поведенческую, которая является результатом стратегического сокрытия, маскировки, искажения информации (174, р.
144).
[стр. 107]

сторон, накопленный за время их отношений.
При этом стороны могут практически не учитывать первоначальное соглашение в последующей деятельности.
Таким образом, ограниченная рациональность и оппортунизм позволяют разграничить контракты на возможные и невозможные в реальности.
Особое экономическое значение приобретает послеконтрактная (ex post) часть соглашения.
Частью проблем экономической организации становится изучение струюур, которые способствуют устранению брешей в контрактах, разрешению диспутов, адаптации и т.п.
Институциональную практику в этом случае следует рассматривать с точки зрения надежности ex ante экономических агентов и защиты ex post от оппортунизма.
1.4.2.
Влияние на трансакционные издержки характера трансакций и активов специального назначения Анализ трансакционных издержек предполагает изучение сравнительных затрат на выполнение задач планирования, адаптации и мониторинга при альтернативных структурах управления вертикальными отношениями, представляющими собой континиум (непрерывный ряд) от координируемого только ценой открытого рынка спот до вертикальной интеграции.
Промежуточное положение занимает широкий строй потенциальных контрактных институтов, которые подразумевают осуществление трансакции через рынок, но включают использование разнообразного специального контрактного обеспечения, которое появляется в результате последовательных попыток сторон минимизировать общие затраты на трансакции с течением времени.
Характер, величина трансакционных издержек и их реакция на разные институты зависят от конкретных характеристик осуществляемых трансакций.
Поэтому особые комбинации трансакционных характеристик, взаимодействующие с более общими, традиционными производственными возможностями, обуславливают использование тех или иных организационных и контрактных структур, минимизирующих затраты.
М ожно выделить три важнейшие характеристики, отличающие трансакции друг от друга
[266, с.
142]: ( /) частота совершения трансакций; (2) степень и тип неопределенности, которой они характеризуются; (3) наличие активов специального назначения.
Частота осуществления трансакций как фактор, дифференцирующий трансакции, требует рассмотрения по двум аспектам.
Во-первых, насколько часто фирма осуществляет подобные трансакции вообще, т.е.
являются ли они единичными, периодическими или постоянными.
При этом, чем большей частотой характеризуются трансакции, тем большее


[стр.,108]

желание осуществления контроля над ними возникает у фирмы.
Во-вторых,
для возобновления трансакций необходимо поддержание хорошей репутации, что накладывает ограничения на поведение фирмы.
В случае повторяющихся сделок доверие со стороны партнеров становится важным для фирмы.

(Подробно эти вопросы рассматриваются теорией игр, в разделе о поведении фирм в условиях олигополии при единичных и повторяющихся сделках [113, с.
257-265].) Трансакции также отличаются в зависимости от характера неопределенности, в которой они совершаются.
Согласно теории трансакционных издержек стороны контракта рассматриваются как нейтрально относящиеся к риску (предпочтения по отношению к риску не оказывают влияния на выбор контракта или структуру управления), но каждая из них контролирует определенные ресурсы и влияет на общие результаты.
Поэтому неопределенность и вызванный ею риск влияют на характер осуществления трансакций не через неприятие ряска какой-либо стороной трансакции, а через издержки обеспечения выполнения контрактов и стимулы, в них заложенные.
Неопределенность можно подразделить на первичную, связанную со случайностями в состояниях внешней среды; вторичную, возникающую от недостатка коммуникаций (т.е.
оттого, что один принимающий решение субъект не имеет возможности знать решения по этим же вопросам,
принимаемые другими) [172]; и поведенческую, которая является результатом стратегического сокрытия, маскировки, искажения информации [266, с.
144].
Последняя неизбежно присутствует, когда стороны соединены состоянием двусторонней зависимости.
В связи с этим следует различать статистический риск и идиосинкразическую угрозу потерь при сделках.
Причиной второго типа риска является поведенческая неопределенность.
Строго говоря, поведенческая неопределенность не представляла бы проблем при отсутствии экзогенных нарушений хода осуществления трансакций.
В этом случае не возникало бы проблем адаптации и всегда требовалось бы простое соблюдение первоначальных договоренностей, которое бы контролировалось правовой системой.
Кроме того, проблема поведенческой неопределенности несущественна, если новые торговые отношения устанавливаются достаточно легко и, значит, непрерывность этих отношений не имеет большой ценности.
В этом случае продолжает иметь место обмен на открытом рынке, и дискретной контрактацией охватываются стандартные сделки всех типов, вне зависимости от степени неопределенности.
С точки зрения возникновения альтернативных структур управления трансакциями частота трансакций и поведенческая неопределенность действительно важны, только если

[Back]