Проверяемый текст
Брежнева Светлана Николаевна. Историография проблемы присоединения Туркестанского края к России (Диссертация 2005)
[стр. 107]

каких бы то ни было заслугах наших перед человечеством по умиротворению его диких обитателей»1.
Являясь знатоком азиатской психологии, Хорошхин предупреждает о необходимости упрочения русского влияния среди тех народов, которые уже находятся в русском подданстве, «иначе цель правительства
умиротворит!, край,не будет достигнута»1 2.
Большую опасность, по его мнению, представляла пропаганда ислама среди горного кочевого населения, еще полностью не
определившегося в своих религиозных пристрастиях.
В свое время об этом предупреждал
и М.Н.Галкин, который в записке «Некоторые замечания о киргизах в отношении их к России» писал: «Киргизы не имеют никакой религии, но они считают себя мусульманами, однако, большая их часть не имеет представления об этой религии»3.
Между тем, они считаются подданными России, хотя сами называют себя подданными эмира.
Поскольку Бухарский эмират представляет собой центр мусульманского фанатизма, то приверженность кочевого населения мусульманской вере, как считает М.Н.Галкин, представляет собой большую опасность для России.
Этого же мнения придерживается и Хорошхин.

Середина XIX века является своего рода рубежом в изучении истории Бухары в России.
После признания Бухарой протектората России в 1868 г.
взаимоотношения их складывались на основе двух договоров 1868 и 1873 годов.
Согласно договору от 23 июня 1868 года самаркандские и каттакурганские земли вместе с верховьем р.
Зарафшан отходили к России; эмир обязался уплатить России контрибуцию в размере 500000 рублей и отказался вести дипломатические сношения с другими странами, кроме России; русским подданным разрешалось иметь в эмирате караван-сарай, приобретать недвижимое имущество и вести беспрепятственную торговлю4.
Бухара, таким образом, потерпев поражение в войне с русскими, впала в вассальную зависимость от России, и эмир Музаффар, вчерашний враг 1 Там же.
С.302.
2 Там же.
С.25.
3 ГАРФ.
Ф.730.
Ои.1.
Д.341.
Л.4, 4 АВПРИ.Ф.147.
Оп.485.
Д.298Л.49.
107
[стр. 242]

Ташкента молят Господа Бога, чтобы Его Величество Государь Император соблаговолил прислать Вас к нам снова»1.
Являясь знатоком азиатской психологии, Хорошхин предупреждает о необходимости упрочения русского влияния среди тех народов, которые уже находятся в русском подданстве, «иначе цель правительства
умиротворить край,не будет достигнута» 101.
Большую опасность, по его мнению представляла пропаганда ислама среди горного кочевого населения, еще полностью не
определившимся в своих религиозных пристрастиях.
В свое время об этом предупреждал
М.Н.Галкин, который в своей записке «Некоторые замечания о киргизах в отношении их к России» писал: «Киргизы не имеют никакой религии, но они считают себя мусульманами, однако, большая их часть не имеет представления об этой религии» 102.
Между тем, они считаются подданными России, хотя сами называют себя подданными эмира.
Поскольку Бухарский эмират представляет собой центр мусульманского фанатизма, то приверженность кочевого населения мусульманской вере, как считает М.Н.Галкин, представляет собой большую опасность для России.
Этого же мнения придерживается и Хорошхин.

Большой интерес представляет подробное описание в сборнике количественного и качественного состава населения.
Так, в «Очерках Кокана» автор пишет, что население Кокандского ханства состоит из узбеков, в составе которых кипчаки, киргизы, каракиргизы и каракалпаки, и таджиков с их отраслью мартами103.
В Коканде есть беглые русские солдаты и русские татары104.
Коренное население Ташкента состоит из 1 ГИМ ОПИ.
Ф.208.Д.6.
Л.
101.
101 Хорошхин А.П.
Указ.
соч.
С.25.
102 ГАРФ.
Ф.730.
Оп.
1.
Д.341.
Л.4.
103 Хорошхин А.П.
Сборник статей...
С.42.
104 Там же.
С.46.
242

[Back]