которым дорожили бы сами местные жители. В киргизских песнях, отмечает автор, до сих пор встречается обращение к богу: «Спаси от русского суда!»1. Большой заслугой В.В.Бартольда является также составление ценной библиографии периода русского владычества в Туркестане, которая представлена в работе «История изучения Востока в Европе и России» . В этом труде автор разрабатывает некоторые принципиальные вопросы востоковедения и проблем истории народов Туркестана. В фундаментальном «Очерке истории Семиречья» ученый глубоко и последовательно освещает историю края и населявших его племен: казахов, киргизов, калмыков и других народов1 2 3. Ученый скончался в 1930 году, некоторое время он не признавался советской историографией. В 1950-х годах его оценивали как выдающегося историка, но имевшего ошибочные взгляды. Однако, как справедливо отметил еще в 1947 году А.Якубовский: «Среди историков-востоковедов, большая часть которых творила до Великой Октябрьской революции, трудно найти ученого, который так глубоко подходил к изучаемой теме, как В.В.Бартольд»4. В работах, посвященных истории Бухарского эмирата5 проявились сильные стороны ученого, как историка. Он выступил против идей европоцентризма и расизма, с уважением относился к многовековой истории народов Бухары, критически оценивал деспотический режим эмирата и покровительство ему со стороны царского самодержавия. Давая оценку действиям эмира Бухарского в период кокандского восстания 1876 г. А / В.В.Бартольд писал, что он придерживался выжидательной тактики . 1 Там же. 2 Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925. 3 Его же. Очерк истории Семирсчья.//Соч. Т.2.4.1. М., 1963. С.23-105. 4 Якубовский А. Проблема социальной истории народов Востока в трудах академика В.В.Бартольда. //Вестник Ленинградского государственного университета. 1947. №12. С.66. 5 Бартольд В.В. Узбекские хамства. // Бартольд В.В. Соч. Т.И. 4.1. М.,1963. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л.. 1927. С.238. 112 |
же работе он отмечает, что русские власти с первых лет завоевания обращались к местному общественному мнению и старались проводить свои мероприятия с помощью его представителей. Уже с 1865г. в Туркестане стали создаваться и функционировать народные суды и органы туземной администрации. Бартольд пишет, что даже «западноевропейские ориенталисты, посещавшие Туркестан, даже враждебно относившиеся к русским, не могли не отметить преимуществ русского управления перед управлением восточных властей»1. В то же время Бартольд был, несомненно, прав, утверждая, что ни Кауфман, ни его приемники не создали такого народного управления, которым дорожили бы сами местные жители. В киргизских песнях, отмечает автор, до сих пор _ ^ встречается обращение к богу: «Спаси от русского суда!» . Большой заслугой В.В.Бартольда является также составление ценной библиографии периода русского владычества в Туркестане, которая представлена в работе «История изучения Востока в Европе и России»1 2 3. В этом труде автор разрабатывает некоторые принципиальные вопросы востоковедения и проблем истории народов Туркестана. В фундаментальном труде «Очерк истории Семиречья» автор глубоко и последовательно освещает историю края и населявших его племен: казахов, киргизов, калмыков и других народов4. Ученый скончался в 1930 году, некоторое время он не признавался советской историографией. В 50-х годах его оценивали как выдающегося историка, но имевшего ошибочные взгляды. Однако, как справедливо отметил А.Якубовский: «Среди историков-востоковедов, большая часть которых творила до Великой Октябрьской революции, трудно найти ученого, который так глубоко подходил к изучаемой теме, как 1 Указ соч С 200 2 Там же 3 Бартольд В В История изучения Востока в Европе и России Л , 1925 4 Его же Очерк истории Семиречья //Соч Т 2 4 1 М , 1963 С 23-105 287 |