завоевания повлиял и разрабатываемый в те годы классовый подход. С позиций «абсолютного зла» рассматривалось установление протектората России над Бухарским эмиратом. Он рассматривался, как колония России, муссировались негативные последствия установления российского протектората. Во второй половине 30-х гг. в советской исторической науке начинается критика так называемой «школы Покровского», которая характеризуется постепенным отходом от концепции «абсолютного зла» и заменой ее концепцией «наименьшего зла». В 40-50-е гг. советская историография вопроса оказалась под непосредственным вниманием партийного руководства, чему в немалой степени способствовал подъем патриотических настроений в годы Великой Отечественной войны и рост национально-освободительных движений в странах Востока. Наблюдается постепенный отход от трактовки присоединения народов к России как «наименьшего зла». В 50-х гг. XX в. наблюдается закономерный всплеск интереса к истории народов Востока. В этот период окончательно отвергается формула «наименьшее зло», как не отвечающая требованиям времени, она заменяется концепцией «прогрессивных последствий присоединения народов к России». Прогрессивность объяснялась проникновением революционных идей в сознание трудящихся Средней Азии. Установление протектората России над Бухарским эмиратом также объявлялось прогрессивным, т.к. это способствовало развитию капиталистических отношений, и как следствие, появлению рабочего класса в Бухарском эмирате. Дальнейшая разработка концепции присоединения народов Средней Азии к России отражена в работах 60-80-х гг. XX в. При сохранении основных положений концепции, главным становится обоснование добровольного характера присоединения, подчеркивание дружбы народов и прогрессивных последствий этого исторического события. В этот период наблюдается расширение проблематики вопроса. В своих трудах советские 233 |
постепенный отход от трактовки истории присоединения народов к России, как «наименьшего зла». В работах историков приглушаются завоевательные мотивы самодержавия. Термин «завоевание» все чаще подменяется термином «присоединение». В первом выпуске коллективного исследования «История народов Узбекистана» впервые была озвучена идея прогрессивного значения присоединения Туркестана к России. Она еще не получила распространения в трудах историков, в них отсутствовала общая точка зрения относительно экономических, политических и культурных последствий присоединения к России среднеазиатских территорий. Оценивая присоединение Туркестана к России, как «наименьшее зло», историки постепенно переходят к зарождающейся концепции «исторической обусловленности и прогрессивности» (Е.Б.Бекмаханов, Н.Г.Аполлова, Б.Г.Гафуров). Данная концепция начинает превалировать и в коллективных трудах историков и в отдельных монографиях. Увеличивается количество работ, в которых на первый план выходит обоснование добровольного характера присоединения и прогрессивных последствий этого события. Обосновывая прогрессивность присоединения Туркестана к России, историки подчеркивают, что это объяснялось, прежде всего, проникновением революционных идей в сознание трудящихся Туркестана под влиянием русского пролетариата. В начале 50-х годов наблюдался всплеск интереса партийных, советских и научных кругов к истории народов СССР. Именно в этот период была окончательно отвергнута формула «наименьшее зло», как не отвечающая требованиям времени, и заменена концепцией «прогрессивных последствий присоединения народов к России». Перед советскими историками ставилась задача показать положительные последствия Великой Октябрьской социалистической революции для 362 4. В 40-50-х гг. советская историография вопроса оказалась под непосредственным вниманием партийного руководства, чему в немалой степени способствовал подъем патриотизма в годы Великой Отечественной войны. Начинается постепенный отход от трактовки присоединения народов к России как «наименьшего зла». Термин «завоевание» все чаще подменяется термином «присоединение». 5. Постепенно получает право на существование идея «прогрессивного значения» присоединения Туркестана к России. Прогрессивность объяснялась, прежде всего, проникновением революционных идей в сознание трудящихся Туркестана. 6. В 50-х гг. окончательно отвергается формула «наименьшее зло», как не отвечающая требованиям времени, она заменяется концепцией «прогрессивных последствий присоединения народов к России». Это период появления особенно большого количества работ по данной проблеме. 7. В 60-80-х гг. в советской историографии вопроса концепция «прогрессивного значения присоединения» становится господствующей, в ряде работ утверждается также концепция «добровольности присоединения» среднеазиатских народов, термин «завоевание» окончательно заменяется термином «присоединение». 8. Советскими историками были написаны труды, рассматривающие различные аспекты проблемы. 9. По вопросу о побудительных мотивах наступления России на Туркестан не было достигнуто единой точки зрения. 10. Большое внимание было уделено историками англо-русскому соперничеству в Туркестане. 11. Советские историки рассматривали Туркестан не как колонию России, а как национальную окраину, где происходили те же процессы, что 444 Начальный период советской историографии вопроса (1917-середина 30х гг.) характеризуется отрицанием богатого опыта исторической науки, которая характеризуется как «дворянско-буржуазная». В это время основное внимание уделяется критике завоевательных мотивов царизма, а Туркестан рассматривается как колония. В концептуальном подходе отразились положения формулы «абсолютного зла». На формирование концепции завоевания повлиял и разрабатываемый в те годы классовый подход. Во второй половине 30-х гг. в советской исторической науке начинается критика так называемой «школы Покровского», которая характеризуется постепенным отходом от концепции «абсолютного зла» и заменой ее концепцией «наименьшего зла». В 40-50-е гг. советская историография вопроса оказалась под непосредственным вниманием партийного руководства, чему в немалой степени способствовал подъем патриотических настроений в годы Великой Отечественной войны. Наблюдается постепенный отход от трактовки присоединения народов к России как «наименьшего зла». Термин «завоевание» все чаще подменяется термином «присоединение». Приоритетным становится показ исторической обусловленности присоединения. В 50-х гг. окончательно отвергается формула «наименьшее зло», как не отвечающая требованиям времени, она заменяется концепцией «прогрессивных последствий присоединения народов к России». Прогрессивность объяснялась проникновением революционных идей в сознание трудящихся Туркестана. Дальнейшая разработка концепции присоединения отражена в работах 60-80-х гг. При сохранении основных положений концепции, главным становится обоснование добровольного характера присоединения, подчеркивание дружбы народов и прогрессивных последствий этого исторического события. В этот период наблюдается расширение 562 |