Проверяемый текст
Брежнева Светлана Николаевна. Историография проблемы присоединения Туркестанского края к России (Диссертация 2005)
[стр. 72]

казачьего офицера) А.П.Хорошхина1, «Самарканд.
1868.» В.В.Верещагина1 2 3 и др.
Е.Воронец был офицером, участником обороны Самаркандской крепости, в своих воспоминаниях он описывает занятие Самарканда русскими войсками в мае-июне 1868 года.
Те же события с позиций наблюдателя
весьма ярко и достоверно описывает великий русский художник В.В.
Верещагин.
«В 1868 году, пишет Верещагин, я ездил по Туркестану и рисовал, но начавшаяся война с бухарским эмиром заставила присоединиться
л к нашим войскам» .
Как художник, Верещагин многое подмечал и нашел много несоответствий в описании Самарканда Вамбери.
Он пишет, что Кауфман в разговоре с ним сделал вывод, что Вамбери, возможно, никогда не был в Самарканде: «Мы дивились невероятностям, встречающимся у известного Вамбери, утверждающего, например, что трон Кокташ зеленый, что за троном надпись на железной доске, тогда как трон белый или, вернее, сероватый, надпись на камне, а не на железе и
т.д.»4.
Автор очень подробно описывает бой, в котором он сам принимал участие, водил людей в атаку, за что был награжден императором Георгиевским крестом.
Привлекает внимание описание жестокости генералов.
Как творческому и интеллигентному человеку,
Верещагину неудобно было оправдывать проявления жестокости.
«Как теперь вижу генерала Кауфмана на нашем дворе, творящего, после всего происшедшего, суд и расправу над разным людом или захваченным в плен с оружием в руках, или уличенным в других неблаговидных делах.
Добрейший Константин Петрович, окруженный офицерами, сидел на походном стуле и, куря папиросу, совершенно бесстрастно произносил:
^расстрелять!»5.
1 Хорошхнн А.П.
Веспа 1868 г.
и Средней Азии (Воспоминания казачьего офицера).//Хорошхин Л.П.
Сборник статей, касающихся до Туркестанского края.
СПб., 1876.
С.255-293.

2 Верещагин В.В.
Самарканд.
1868.
И Верещагин В.В.
На войне в Азии и Европе.
Воспоминания художника.
М., 1894.
С.
1-55.

3 Верещагин В.В.
Указ.
соч.
С.1.
4 Там же.
С.2.
5 Там же.
С.54.
72
[стр. 143]

ничего не разрешивший» на самом деле имел определенные результаты.
Эти неточности вызваны, очевидно, недостаточной компетентностью автора, и, с другой стороны, стремлением утвердить читателя в «исключительно мирном направлении нашей политики в Средней Азии»1 2, переложить всю ответственность за военные действия на представителей местной правящей верхушки.
К тому же воспоминания нс составляют полного описания экспедиции.
Несколько иное объяснение дает в своих записках М.Г.Черняев, сославшись на происки английских агентов3.
Второй завершающий этап бухарской кампании получил отражение в следующих мемуарных источниках: «Защита Самарканда в 1868 г.» А.Черкасова4, «Воспоминания о защите Самарканда 1868г.» Е.Воронца 5, «Зара-Булакские высоты» Н.Н.Каразина6, «Под Самаркандом.
Рассказ новичка» Д.Л.Иванова7 8, «Из воспоминаний драгомана» чиновника и А публициста П.И.Пашино , «Весна 1868 г.
в Средней Азии (Воспоминания казачьего офицера) А.П.Хорошхина9, «Самарканд.
1868.» В.В.Верещагина1 и др.
Е.Воронец был офицером, участником обороны Самаркандской крепости, в своих воспоминаниях он описывает занятие Самарканда русскими войсками в мае-июне 1868 года.
Те же события с позиций наблюдателя
описывает великий русский художник В.В.
Верещагин.
«В 1868 году, пишет Верещагин, я ездил по Туркестану и рисовал, но начавшаяся война с бухарским эмиром заставила присоединиться
к нашим 1 Львов И.
Завоевание Туркестана.
// Русский вестник.
1868.
№7.
С.
152-174.
Зиновьев М.А.
Осада Ура-Тюбе и Джизака.
Воспоминания об осенней экспедиции 1866г.
в Туркестанской области.// Русский вестник.
1868.
№3-4.
С.
132.
3 См.
ГИМ ОПИ.
Ф.208.
Оп.
1.
Д.
55.
Л.23.
4 Черкасов А.
Защита Самарканда в 1868 г.
// Военный сборник.
1870.
№9.
5 Воронец Е.
Воспоминания о защите Самарканда 1868г.//Военный сборник.
1872.
№9.С.25-54.
6 Каразин Н.Н.
Зара-Булакские высоты.
// Дело.
1872.
№6.
Также Поли.
собр.
соч.
Т.9, СПб., 1905.
С.4577.
7 Иванов Д.Л.
Под Самаркандом.
Рассказ новичка.
СПб., 1877.
8 Пашино П.И.
Из воспоминаний драгомана.
// Колосья.
1884.
№7-8.
С.125-145.
9 Хорошхин А.П.
Весна 1868 г.
в Средней Азии (Воспоминания казачьего офицера).// Хорошхин А.П.
Сборник статей, касающихся до Туркестанского края.
СПб., 1876.
С.255-293.

143

[стр.,144]

войскам» .
Как художник Верещагин многое подмечал и нашел много несоответствий в описании Самарканда Вамбери.
Он пишет, что Кауфман в разговоре с ним сделал вывод, что Вамбери, возможно никогда не был в Самарканде: «Мы дивились невероятностям, встречающимся у известного Вамбери, утверждающего, например, что трон Кокташ зеленый, что за троном надпись на железной доске, тогда как трон белый или, вернее, сероватый, надпись на камне, а не на железе и
т.д.»3.
Автор очень подробно описывает бой, в котором он сам принимал участие, водил людей в атаку, за что был награжден императором Георгиевским крестом.
Привлекает внимание описание жестокости генералов.
Как творческому и интеллигентному человеку,
ему неудобно было оправдывать проявления жестокости.
«Как теперь вижу генерала Кауфмана на нашем дворе, творящего, после всего происшедшего, суд и расправу над разным людом или захваченным в плен с оружием в руках, или уличенным в других неблаговидных делах.
Добрейший Константин Петрович, окруженный офицерами, сидел на походном стуле и, куря папиросу, совершенно бесстрастно произносил:
«расстрелять!»4.
Полотна знаменитого русского художника проникнуты резким осуждением и неприятием жестокости.
На картине «Апофеоз войны», многозначительно посвященного завоевателям прошлого, настоящего и будущего, изображена груда черепов под иссушающим, безоблачным небом пустыни.
А.П.Хорошхин в очерке «Весна 1868г.
в Средней Азии» также описывает взятие Самарканда.
Примечательно указание на жестокость, с которой было совершен захват этого города.
Хорошхин пишет: «Город должен был ожидать от русского главнокомандующего решения своей 1 2 3 4 1 Верещагин В.В.
Самарканд.
1868.
// Верещагин В.В.
На войне в Азии и Европе.
Воспоминания художника, М., 1894.
С.
1-55.

2 Верещагин В.В.
Указ.
соч.
С.1.
3 Там же.
С.2.
4 Там же.
С.54.
144

[Back]