Проверяемый текст
Брежнева Светлана Николаевна. Историография проблемы присоединения Туркестанского края к России (Диссертация 2005)
[стр. 79]

Коканде и Кашгаре» Мирзы Шемс Бухари, трактаты Ахмада Дониша, «История мангытских государей» Абдалазима Сами1 и др.
В них содержатся ценные сведения по социально-политической и экономической истории Бухарского ханства II половины XIX века, а также описание противостояния русским войскам при наступлении России.
Большое значение для изучения истории воздействия Российской империи на народы Туркестанского края имеют работы Ахмада Дониша.
Настоящее его имя Мир Ахмад б.
Насир ас-Сиддики ал-Бухаран.
Его прозвище Ахмад Калла (Ахмад Голова) или Головатый (Н.А.Халфин).
Ахмад Дониш сочетал в одном лице врача, поэта, музыканта, художника, астронома, ученого и каллиграфа.
Годы жизни, предположительно 1827-18971 2, то есть Ахмад Дониш являлся современником событий
наступления России на Бухарский эмират.
Ахмад Дониш был просвещеннейшим человеком своего времени, сторонником цивилизаторской миссии России.
Несколько раз он в составе делегаций бывал в России (1857г., 1869 г., 1873 г.).
Самыми известными
произведениями Ахмада Дониша, как историка, являются его трактаты: «Политический трактат», являвшегося составной частью «Наводир улвакоеъ» («Редкостные события») и «Исторический трактат» или «Рисола», другое название «История Мангитской династии»3.
Работы Ахмада Дониша отражают монархические воззрения автора, стоявшего на позиции заимствования всего положительного у России для укрепления эмирата.
Будучи выразителем назревшей в Бухарском ханстве среди торгово-промышленной буржуазии оппозиции против феодальных порядков, Ахмад Дониш выступал с критикой эмирского строя.
В «Политическом трактате» Ахмад Дониш предлагал эмиру свою программу
1 Шемс Бухарн.
Мирза.
О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре.
Перевод
В.В.Григорьсва.
Казань, 1861; Дониш Ахмад.
История Мангитской династии.
Душанбе, 1967; Его же.
Путешествие из Бухары в Петербург.
Избранное.
Душанбе.
1960;
Сами Мирза Абдалазим.
Тарих-и Салатин-и Машитнйа (История мангытских государей).
Издание текста, перевод, предисловие, примечания
Л.М.Еиифановой.
М., 1962.
2 Раджабов З.Ш.
О «Политическом трактате» А.Дониша.
Душанбе, 1976.
С.З.

3 Мангит или мангыт— самое многочисленное из узбекских племен, занявшее в Бухарском ханстве привилегированное положение.
В XVIII в.
из него вышли родоначальники
повой династии Бухарского ханства.
79
[стр. 173]

2.2.
Местные источники о присоединении Туркестанского края России.
Значительный интерес представляют сочинения и исторические трактаты, принадлежащие местным просветителям и ученым, творчество которых относится к концу XIX века.
Они, в основном касаются истории Бухарского эмирата, как самого развитого государственного образования на территории Средней Азии.
К таким работам относятся «История Мухаммада Шарифа садр Зийа», «Изложение примеров в обстоятельствах жизни автора» Хамида Ибн Бака ходжа, «О некоторых событиях в Бухаре, I 2Коканде и Кашгаре» Мирзы Шемс-Бухари , трактаты Ахмада Дониша .
«История мангытских государей» Абдалазима Сами1 и др.
В них содержатся ценные сведения по социально-политической и экономической истории Бухарского ханства II половины XIX века, а также описание противостояния русским войскам при наступлении России.
Большое значение для изучения истории воздействия Российской империи на народы Туркестанского края имеют работы Ахмада Дониша.
Настоящее его имя Мир Ахмад б.
Насир ас-Сиддики ал-Бухаран.
Его прозвище Ахмад Калла (Ахмад Голова) или Головатый (Н.А.Халфин).
Ахмад Дониш сочетал в одном лице врача, поэта, музыканта, художника, астронома, ученого и каллиграфа.
Годы жизни, предположительно 18271897* 1 2, то есть Ахмад Дониш являлся современником событий
присоединения Туркестана к России.
Ахмад Дониш был просвещеннейшим человеком своего времени, сторонником цивилизаторской миссии России.
Несколько раз он в составе делегаций бывал в России (1857г., 1869 г., 1873 г.).
Самыми известными
‘ Мирза Шсмс-Бухари.
О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре.
Перевод
В.В.Григорьева.
Казань, 1861.
2 Ахмад Дониш.
История Мангитской династии.
Душанбе, 1967; Его же.
Путешествие из Бухары в Петербург.
Избранное.
Душанбе, 1960.

1 Мирза Абдалазим Сами.
Тарих-и Салатин-и Мангитийа (История мангытских государей).
Издание текста, перевод, предисловие, примечания
Л.М.Епифановой.
М., 1962.
2 Раджабов З.Ш.
О «Политическом трактате» А.Дониша.
Душанбе, 1976.
С.З.

173

[стр.,174]

произведениями Ахмада Дониша, как историка, являются его трактаты: «Политический трактат», являвшегося составной частью «Наводир улвакоеъ» («Редкостные события») и «Исторический трактат» или «Рисола», другое название «История Мангитской династии1».
Работы Ахмада Дониша отражают монархические воззрения автора, стоявшего на позиции заимствования всего положительного у России для укрепления эмирата.
Будучи выразителем назревшей в Бухарском ханстве среди торговопромышленной буржуазии оппозиции против феодальных порядков, Ахмад Дониш выступал с критикой эмирского строя.
В «Политическом трактате» Ахмад Дониш предлагал эмиру свою программу
переустройства государственного управления на основе опыта России и западноевропейских стран.
Основными вопросами «Политического трактата» были реформы в области земельных отношений, предложения по проблеме ирригации, искусственного орошения, и, наконец, проблема реформы в управлении страной.
Смысл и цель «Политического трактата» отчетливо выявляется при сопоставлении его с «Историческим трактатом» или «Рисола».
Название «Рисола» было дано Е.Э.Бертельсом, обнаружившим рукопись в 1936 году в Самарканде в частном собрании .
В «Политическом трактате» Ахмад Дониш, ставя вопрос о необходимости решения ряда экономических проблем, основное внимание уделяет вопросу о реформе в области управления страной.
Сопоставление этих двух произведений позволяет проследить эволюцию, которую прошел Ахмад Дониш в своих политических убеждениях.
Если в «Политическом трактате» он еще связывал свои планы реформирования с династией Мангитов, то в «Рисола» он приходит к выводу о невозможности 1 2 1 Мангит или мангыт — самое многочисленное из узбекских племен, занявшее в Бухарском ханстве привилегированное положение.
В XVIII в.
из него вышли родоначальники
новой династии Бухарского ханства.
2 Бертельс Е.Э.
Рукописи произведений Ахмада Каллэ.
//Труды Таджикской базы.
Т.З (Лингвистика).
АН СССР.
М.-Л., 1936.
Дата написания «Рисола» неизвестна.
Исследователи А.М.Мирзоев и З.С.Раджабов предполагают, что это 1875 г., а И.А.Наджафова, что это последние годы жизни А.Дониша 90-е гг.
Х1Хв.
174

[Back]