переустройства государственного управления на основе опыта России и западноевропейских стран. Основными вопросами «Политического трактата» были реформы в области земельных отношений, предложения но проблеме ирригации, искусственного орошения, и, наконец, проблема реформы в управлении страной. Смысл и цель «Политического трактата» отчетливо выявляется при сопоставлении его с «Историческим трактатом» или «Рисола». Название «Рисола» было дано Е.Э.Бертельсом, обнаружившим рукопись в 1936 году в Самарканде в частном собрании1. В «Политическом трактате» Ахмад Догони, ставя вопрос о необходимости решения ряда экономических проблем, основное внимание уделяет вопросу о реформе в области управления страной. Сопоставление этих двух произведений позволяет проследить эволюцию, которую прошел Ахмад Дониш в своих политических убеждениях. Если в «Политическом трактате» он еще связывал свои планы реформирования с династией Мангитов, то в «Рисола» он приходит' к выводу о невозможности изменений и необходимости свержения существующей династии*: Идеи, изложенные в «Политическом трактате», являются первым этапом на этом пути. В нем Ахмад Дониш говорит о том, каким должен быть эмир (праведным, справедливым судьей, вежливым и внимательным к подчиненным, скромным в еде, одежде и образе жизни). В «Политическом трактате» Ахмад Дониш, выступая против неограниченной власти монарха, предлагает создать государственный совет. Иными словами, предложенная Ахмадом Донишем реформа сводилась к превращению Бухарского эмирата из феодальной деспотии в просвещенную конституционную монархию. А в «Рисола» он беспощадно критикует бухарских чиновников во главе с эмиром, показывает, что реальный эмир не отвечает ни одному из требований, высказанных в «Политическом трактате». Эмир угнетатель, жестокий деспот, грубый и беспощадный даже со своими близкими 1 Бертельс Е.Э. Рукописи произведений Ахмада Каллэ. //Труды Таджикской базы. Т.З (Лингвистика). АН СССР. М.-Л , 1936. Дата написания «Рисола» неизвестна. Исследователи А.М.Мнрзоев и З.С.Раджабов предполагают, что это 1875 г., а И.Л.Паджафова, что это последние годы жизни А.Дониша 90-е гг. Х1Хв. 80 |
произведениями Ахмада Дониша, как историка, являются его трактаты: «Политический трактат», являвшегося составной частью «Наводир улвакоеъ» («Редкостные события») и «Исторический трактат» или «Рисола», другое название «История Мангитской династии1». Работы Ахмада Дониша отражают монархические воззрения автора, стоявшего на позиции заимствования всего положительного у России для укрепления эмирата. Будучи выразителем назревшей в Бухарском ханстве среди торговопромышленной буржуазии оппозиции против феодальных порядков, Ахмад Дониш выступал с критикой эмирского строя. В «Политическом трактате» Ахмад Дониш предлагал эмиру свою программу переустройства государственного управления на основе опыта России и западноевропейских стран. Основными вопросами «Политического трактата» были реформы в области земельных отношений, предложения по проблеме ирригации, искусственного орошения, и, наконец, проблема реформы в управлении страной. Смысл и цель «Политического трактата» отчетливо выявляется при сопоставлении его с «Историческим трактатом» или «Рисола». Название «Рисола» было дано Е.Э.Бертельсом, обнаружившим рукопись в 1936 году в Самарканде в частном собрании . В «Политическом трактате» Ахмад Дониш, ставя вопрос о необходимости решения ряда экономических проблем, основное внимание уделяет вопросу о реформе в области управления страной. Сопоставление этих двух произведений позволяет проследить эволюцию, которую прошел Ахмад Дониш в своих политических убеждениях. Если в «Политическом трактате» он еще связывал свои планы реформирования с династией Мангитов, то в «Рисола» он приходит к выводу о невозможности 1 2 1 Мангит или мангыт — самое многочисленное из узбекских племен, занявшее в Бухарском ханстве привилегированное положение. В XVIII в. из него вышли родоначальники новой династии Бухарского ханства. 2 Бертельс Е.Э. Рукописи произведений Ахмада Каллэ. //Труды Таджикской базы. Т.З (Лингвистика). АН СССР. М.-Л., 1936. Дата написания «Рисола» неизвестна. Исследователи А.М.Мирзоев и З.С.Раджабов предполагают, что это 1875 г., а И.А.Наджафова, что это последние годы жизни А.Дониша 90-е гг. Х1Хв. 174 изменений и необходимости свержения существующей династии. Идеи, изложенные в «Политическом трактате», являются первым этапом на этом пути. В нем Ахмад Дониш говорит о том, каким должен быть эмир (праведным, справедливым судьей, вежливым и внимательным к подчиненным, скромным в еде, одежде и образе жизни). В «Политическом трактате» Ахмад Дониш, выступая против неограниченной власти монарха, предлагает создать государственный совет. Иными словами, предложенная Ахмадом Донишем реформа сводилась к превращению Бухарского эмирата из феодальной деспотии в просвещенную конституционную монархию. А в «Рисола» он беспощадно критикует бухарских чиновников во главе с эмиром, показывает, что реальный эмир не отвечает ни одному из требований, высказанных в «Политическом трактате». Эмир угнетатель, жестокий деспот, грубый и беспощадный даже со своими близкими царедворцами, развратен и невоздержан. Именно из-за его неразумности и неспособности и произошел упадок в стране. На втором этапе своего творческого пути при написании "Рисола" Ахмад Дониш уже не ограничивается требованием реформ, А, изобразив эмира и эмират в ярких сатирических красках, говорит своим читателям о том, что уже никакие реформы не помогут, и что только ниспровержение всей династии Мангитов сможет улучшить жизнь народа. С особой ненавистью он писал об эмире Абдулахаде (1885-1910гг.), который в злоупотреблениях властью превосходил своего отца Музаффара. Таким образом, Ахмад Дониш не только описывает прошедшие события, но и живо интересуется будущим государства, страны и народа. Политические взгляды, высказанные Ахмадом Донишем, имели антифеодальный прогрессивный характер. Значительную часть «Рисола» составляет история войны Музаффара с Россией. При написании трактата Ахмад Дониш использовал сочинения других авторов Мухаммадд Якуба, Абдулкарима Бухари и Мирзы 175 |