царедворцами, развратен и невоздержан. Именно из-за его неразумности и неспособности и произошел упадок в стране. На втором этапе своего творческого пути при написании "Рисола" Ахмад Дониш уже не ограничивается требованием реформ, а, изобразив эмира и эмират в ярких сатирических красках, говорит своим читателям о том, что уже никакие реформы не помогут, и что только ниспровержение всей династии Мангитов сможет улучшить жизнь народа. С особой ненавистью он писал об эмире Абдулахаде (1885-1910гг.), который в злоупотреблениях властью превосходил своего отца Музаффара. Таким образом, Ахмад Дониш не только описывает прошедшие события, но и живо интересуется будущим государства, страны и народа. Политические взгляды, высказанные Ахмадом Донишем, имели антифеодальный прогрессивный характер. Значительную часть «Рисола» составляет история войны Музаффара с Россией. При написании трактата Ахмад Дониш использовал сочинения других авторов Мухаммадд Якуба, Абдулкарима Бухари и Мирзы ШемсаБу'хари1. Большое место во второй части «Рисола» занимает описание сражений и всего хода военных действий, связанных с завоеванием Средней Азии царской Россией. У других местных историков, кроме Абдалазима Сами, об этом говорится обычно мало, а объяснения всего происходящего, как правило, очень короткие, иногда даже наивные. Так, например, в «Истории Туркестана» Муллы Алим-Махмуда-Ходжи говорится, что в нападении царских войск на Среднюю Азию был виноват кокандский хан, войска которого неоднократно разоряли принадлежавшие России земли1 2. Ахмад Дониш излагает ход событий в их хронологической последовательности, начиная с первых пограничных столкновений, включая завоевание Ташкента, Ирджарскую битву, сражение у Джизака (последние два сражения описаны достаточно подробно), сдачу Самарканда с предшествующей ей битвой на Чулпан-Агинских высотах и др. В то же 1 См.: Паджафова И.А. «Рисола» как исторический источник и некоторые особенности творчества А.Доншна как историка. Авторсф. дне... канд.нст.наук. Душанбе, 1970. С.17. 2 История народов Узбекистана. Т.2. Ташкс1гт, 1947. С.201. 81 |
изменений и необходимости свержения существующей династии. Идеи, изложенные в «Политическом трактате», являются первым этапом на этом пути. В нем Ахмад Дониш говорит о том, каким должен быть эмир (праведным, справедливым судьей, вежливым и внимательным к подчиненным, скромным в еде, одежде и образе жизни). В «Политическом трактате» Ахмад Дониш, выступая против неограниченной власти монарха, предлагает создать государственный совет. Иными словами, предложенная Ахмадом Донишем реформа сводилась к превращению Бухарского эмирата из феодальной деспотии в просвещенную конституционную монархию. А в «Рисола» он беспощадно критикует бухарских чиновников во главе с эмиром, показывает, что реальный эмир не отвечает ни одному из требований, высказанных в «Политическом трактате». Эмир угнетатель, жестокий деспот, грубый и беспощадный даже со своими близкими царедворцами, развратен и невоздержан. Именно из-за его неразумности и неспособности и произошел упадок в стране. На втором этапе своего творческого пути при написании "Рисола" Ахмад Дониш уже не ограничивается требованием реформ, А, изобразив эмира и эмират в ярких сатирических красках, говорит своим читателям о том, что уже никакие реформы не помогут, и что только ниспровержение всей династии Мангитов сможет улучшить жизнь народа. С особой ненавистью он писал об эмире Абдулахаде (1885-1910гг.), который в злоупотреблениях властью превосходил своего отца Музаффара. Таким образом, Ахмад Дониш не только описывает прошедшие события, но и живо интересуется будущим государства, страны и народа. Политические взгляды, высказанные Ахмадом Донишем, имели антифеодальный прогрессивный характер. Значительную часть «Рисола» составляет история войны Музаффара с Россией. При написании трактата Ахмад Дониш использовал сочинения других авторов Мухаммадд Якуба, Абдулкарима Бухари и Мирзы 175 Шемса-Бухари1. Большое место во второй части «Рисола» занимает описание сражений и всего хода военных действий, связанных с завоеванием Средней Азии царской Россией. У других местных историков, кроме Абдалазима Сами, об этом говорится обычно мало, а объяснения всего происходящего, как правило, очень короткие, иногда даже наивные. Так, например, в «Истории Туркестана» Муллы Алим-Махмуда-Ходжи говорится, что в нападении царских войск на Среднюю Азию был виноват кокандский хан, войска которого неоднократно разоряли принадлежавшие России земли1 2.. Ахмад Дониш излагает ход событий в их хронологической последовательности, начиная с первых пограничных столкновений, включая завоевание Ташкента, Ирджарскую битву, сражение у Джизака (последние два сражения описаны достаточно подробно), сдачу Самарканда с предшествующей ей битвой на Чулпан-Атинских высотах и др. В то же время Ахмад Дониш дает развернутую картину общего положения дел в эмирате накануне и после войны. Он подробно разбирает причины, которые, по его мнению, привели к военному поражению. Ахмад Дониш с симпатией отзывается об эмире Насрулло (1826-1860), предшественнике Музаффара. Сравнивая этих двух эмиров, он называет Насрулло сильным, а Музаффара слабым. Кстати это утверждение Ахмада Дониша согласуется с мнением русского правительства, которое считало, что спокойствие в Бухарских владениях сохраняется «благодаря правлению Насруллы»3. «В середине правления Насрулло, пишет Ахмад Дониш, отряд русских подошел к берегу Сырдарьи и построил там небольшую крепость4. После многократного посещения этой крепости некоторые разумные мужи, предвидевшие последствия событий, доложили 1 Наджафова И.А. «Рисола» как исторический источник и некоторые особенности творчества А.Дониша как историка. Автореф. дис... канд.ист.наук. Душанбе, 1970. С.17. 2 История народов Узбекистана. Т.2. Ташкент, 1947. С.201. 3 ГАРФ. Ф.730. Оп. 1. Д.288. Л. 1. 4 Очевидно, Ахмад Дониш имел в виду постройку Раимского укрепления в устье Сырдарьи в 1847 г. 176 |