Проверяемый текст
Брежнева Светлана Николаевна. Историография проблемы присоединения Туркестанского края к России (Диссертация 2005)
[стр. 89]

после самаркандской смуты на них гак же была возложена военная контрибуция.
Волей-неволей они вынуждены были покориться, принять на себя обязательство и подчиниться»1.
Это обстоятельство не находит подтверждения ни в мемуарных источниках, ни в востоковедческой литературе, посвященной взятию Самарканда.

х 2 мая к Кауфману была направлена делегация во главе с кази-каляном, после чего он вступил в Самарканд.
Возлагая вину за происшедшее на эмира Бухары, Ахмад Дониш пишет: «В то время как эмир Тимур свое имя, храбрость и доблесть возвысил по всей четверти населенной части земли, эмиры Бухары свое имя унизили злонравием, трусостью и малодушием»1 2.
В своих работах Ахмад Дониш затрагивает ряд вопросов, связанных с социально-экономической действительностью Бухарского ханства периода правления эмиров Музаффара и Абдулахада.
Так, например, из его работ известно, что в начале 90-х годов эмирское правительство уплачивало своим чиновникам
определенное жалование, однако размер его был так невелик, что представители власти совершали злоупотребления и поборы по отношению к населению.
То, что он не упоминает о жаловании в 70-х гг., позволяет предположить, что система жалования
была введена только в начале 90-х гг., т.е.
после установления протектората России.
Среди сочинений по истории Бухарского ханства II половины XIX века, в частности, касающихся завоевания его царской Россией, полнотой фактического материала и оригинальностью освещения вопроса выделяется труд на таджикском языке бухарского историографа второй половины XIX века Мирзы Абдалазима Сами «История мангитских
государей»3 или «История мангитских эмиров»4.
Ташкентский историк Л.М.Епифанова перевела этот труд на русский язык и в 1959 году защитила по нему 1 Указ.соч.
Там же.
2 Дониш Ахмад.
История Манпгтской династии.
Душанбе, 1967.
С.69.
3 Сами Мирза Абдалазим.
Тарих-и Салатнн-и Мангитийа (История мангитских государей).
Издание текста, перевод, предисловие, примечания Л.М.Епифановой.
М., 1962.

4 Сами, также как и Ахмад Дониш, употребляет этот термин в его двух значениях: в смысле главы бухарского эмирата и в смысле правителя отдельной области, главы племени, рода или военачальника.
В бухарском ханстве до мангитов звание эмиров получали от хана главы племен и предводители родов.

> 89
[стр. 184]

встретило сочувствия у военачальников.
Они не смогли даже об этом довести до сведения эмира.
А после самаркандской смуты на них так же была возложена военная контрибуция.
Волей-неволей они вынуждены были покориться, принять на себя обязательство и подчиниться»1.
Это обстоятельство не находит подтверждения ни в мемуарных источниках, ни в востоковедческой литературе, посвященной взятию Самарканда.

2 мая к Кауфману была направлена делегация во главе с казикаляном, после чего он вступил в Самарканд.
Возлагая вину за происшедшее на эмира Бухары, Ахмад Дониш пишет: «В то время как эмир Тимур свое имя, храбрость и доблесть возвысил по всей четверти населенной части земли, эмиры Бухары свое имя унизили злонравием, трусостью и малодушием»1 2.
В своих работах Ахмад Дониш затрагивает ряд вопросов, связанных с социально-экономической действительностью Бухарского ханства периода правления эмиров Музаффара и Абдулахада.
Так, например, из его работ известно, что в начале 90-х годов эмирское правительство уплачивало своим чиновникам
небольшое жалование, однако размер его был так невелик, что представители власти совершали злоупотребления и поборы по отношению к населению.
То, что он не упоминает о жаловании в 70-х гг., позволяет предположить, что система жалования
бала введена только в начале 90-х гг., т.е.
после установления протектората России.
Среди сочинений по истории Бухарского ханства II половины XIX века, в частности, касающихся завоевания его царской Россией, полнотой фактического материала и оригинальностью освещения вопроса выделяется труд на таджикском языке бухарского историографа второй половины XIX века Мирзы Абдалазима Сами «История мангитских
1 Указ.соч.
Там же.
2 Ахмад Дониш.
История Мангитской династии.
Душанбе, 1967.
С.69.
184

[стр.,185]

государей»1 или «История мангитских эмиров»1 2.
Ташкентский историк • ’ Л.М.Епифанова перевела этот труд на русский язык и в 1959 году защитила по нему диссертацию «Неофициальная версия истории Бухары Мирзы Абдалазима Сами «Тарих-и салатин-и-мангитийа-и дар ассалатина-и Бухара-и-шариф»3.
Труд Сами это не только свидетельство современника, но и непосредственного участника многих описываемых им событий.
Сами много лет служил при бухарских эмирах Музаффаре (1860-1885гг.) и Абдалахаде (1885-1910гг.) в должности мунши (личного секретаря), а во время войны с Россией находился в бухарском войске в качестве информатора — «вака-и-нигар» (буквально записывающий события).
Особое значение имеет и то обстоятельство, что автор писал свою историю в опале, удаленный от двора эмиром Абдулахадом.
Он, следовательно, не был зависим, как большинство придворных историографов феодальных ханств от какого-либо высокопоставленного лица, не был связан необходимостью излагать события как было желательно его высоким покровителям.
Наоборот, освещение событий, характеристики сановников и действий самих эмиров показывают, что рукопись, по-видимому, предназначалась для пользования в узком оппозиционно настроенном кругу и носит явно нелегальный характер.
Это подтверждается существованием другой исторической хроники Сами «Тухва-и-шахи» «Шахский подарок» 4, написанной им гораздо раньше 1 Мирза Абдалазим Сами.
Тарих-и Салатин-и Мангитийа (История мангитских государей).
Издание текста, перевод, предисловие, примечания Л.М.Епифановой.
М., 1962.

2 Сами, также, как и Ахмад Дониш, употребляет этот термин в его двух значениях: в смысле главы бухарского эмирата и в смысле правителя отдельной области, главы племени, рода или военачальника.
В бухарском ханстве до мангитов звание эмиров получали от хана главы племен и предводители родов.

Первый мангит — Мухаммад-Рахим (1753—1758 гг.) вместо титула «хан» принял титул «эмир», подчеркивая, что он правитель только одной области, входящей в состав всего мусульманского государства, и что он готов признать над собой власть хана.
Постепенно власть хана полностью потеряла значение, и глава бухарского ханства стал называться эмиром.
3 Епифанова Л.М.
Неофициальная версия истории Бухары Мирзы Абдалазима Сами «Тарих-и-салатин-имангитийа-и дар ас-салатина-и Бухара-и-шариф».
Дис...
канд.филолог.наук.
Ташке»гт, 1959.
* Мирза Абдалазим Сами Шахский подарок.
Рукопись института востоковедения АН Узбекистана, инвентарный Ха 2091.
185

[Back]