фактов из истории Бухары до вступления на бухарский престол эмира Музаффара. Вторая часть это свидетельство современника, очевидца и участника о важнейших событиях в жизни Бухары за время царствования эмира Музаффара. В отличие от Ахмада Дониша, который критикует эмира, Сами пишет: «Эмир Музаффар в начале своего царствования (своим) знаменем сделал справедливость и накинул на себя покрывало щедрости. Эмиров, сипахов и прочих жителей государства он обласкал различными дарами... Он проявлял похвальный образ действия и (обнаружил) хороший нрав»1. Вторая часть произведения Сами охватывает период завоевания царской Россией Ташкента и части Бухарского ханства, а затем жизнь ханства непосредственно после этих событий. Эта часть заслуживает самого тщательного изучения, так как из всех известных рукописных материалов она представляет наиболее полное и обстоятельное описание важного исторического периода в жизни среднеазиатских народов. Интересно освещается поход эмира против Коканда во время осады русскими войсками г. Ташкента. В «Истории мангитских государей» события, связанные с этим походом, объясняются стремлением эмира Музаффара, пренебрегая отчаянной мольбой осажденных ташкентцев о помощи, использовать бедственное положение кокандцев и присоединить Коканд к своим владениям. В «Шахском подарке» действия эмира оправдываются его желанием исполнить свое обещание Худояр-хану и восстановить его на престоле, а также тем, чго этот поход якобы был предпринят Музаффаром не по собственной инициативе, а но совету своих сановников. Любопытно, что по поводу Ирджарской битвы или, как ее называет Сами, «Майдаюлгунских событий», Сами не приводит подробного описания и только замечает: «Майдаюлгунекое событие требует (более) подробного изложения, но здесь не место для этого. Сохранение (в тайне некоторых) обстоятельств удерживает (меня от этого). Пусть (меня) извинят. Одним ’Указ.соч. С.56. 93 |
введение и является компиляцией фактов из истории Бухары до вступления на бухарский престол эмира Музаффара. Вторая часть это свидетельство современника, очевидца и участника о важнейших событиях в жизни Бухары за время царствования эмира Музаффара. В отличие от Ахмада Дониша, который критикует эмира, Сами пишет: «Эмир Музаффар в начале своего царствования (своим) знаменем сделал справедливость и накинул на себя покрывало щедрости. Эмиров, сипахов и прочих жителей государства он обласкал различными дарами... Он проявлял похвальный образ действия и (обнаружил) хороший нрав»1. Вторая часть произведения Сами охватывает период завоевания царской Россией Ташкента и части Бухарского ханства, а затем жизнь ханства непосредственно после этих событий. Эта часть заслуживает самого тщательного изучения, так как из всех известных рукописных материалов она представляет наиболее полное и обстоятельное описание важного исторического периода в жизни среднеазиатских народов. Интересно освещается поход эмира против Коканда во время осады русскими войсками г. Ташкента. В «Истории мангитских государей» события, связанные с этим походом объясняются стремлением эмира Музаффара, пренебрегая отчаянной мольбой осажденных ташкентцев о помощи, использовать бедственное положение кокандцев и присоединить Коканд к своим владениям. В «Шахском подарке» действия эмира оправдываются его желанием исполнить свое обещание Худояр-хану и восстановить его на престоле, а также тем, что этот поход якобы был предпринят Музаффаром не по собственной инициативе, а по совету своих сановников. Любопытно, что по поводу Ирджарской битвы или, как ее называет Сами, «Майдаюлгунских событий». Сами не приводит подробного описания, он только замечает: «Майдаюлгунское событие требует (более) 'Указ.соч. С.56. 188 подробного изложения, но здесь не место для этого. Сохранение (в тайне некоторых) обстоятельств удерживает (меня от этого). Пусть (меня) извинят. Одним словом, из-за небольшого натиска христиан все войско и люди, выступившие на священную войну, побросали все снаряжение, вещи, бежали и рассеялись. Его величество также поневоле сел на лошадь и отправился к Джизаку. Вся казна, снаряжение, артиллерия, эмирское оружие и вещи остались в лагере без хозяина. (Эмир) благополучно прибыл в Самарканд, ...и приказал вокруг старой Джизакской крепости возвести вторую стену, укрепить ее и поставить там, в виде гарнизона большое войско с известными эмирами, как будто этим он воздвиг преграду на пути войска христиан... После бегства борцов за веру христианское войско овладело всем оставленным снаряжением, орудиями и вещами...»1. Зато битва под Джизаком довольно подробно отражена в произведении Сами, причем ее описание не расходится с Ахмадом Допишем. Сами так же красочно живописует разгром туркестанского войска: «Итак, на второй день Черняев приказал своей армии обложить и обстрелять крепость, и градом пушечных ядер и ружейных пуль он явил на (стенах) Джизакской крепости знаки светопреставления. В этот день каждое выпущенное им из пушки ядро и каждая пуля из ружья никуда не попадали, кроме как в людей. От каждого ядра лишались жизни и гибли сотни людей, и осажденным ничего не оставалось делать, как быть мишенью поражающих (их) пуль. Они не видели врага из-за стены, чтобы произвести последнее усилие, и поневоле проявляемая ими смелость и храбрость была лишь все той же мишенью губительных стрел»2. Третья часть, хотя и содержит описание таких важных событий, как русско-японская война, революция в России 1905г., Андижанское восстание и др., но изобилует субъективными рассуждениями автора, ‘Указ.соч. С.62. 2Указ.соч. С.67. 189 |