его работа «Правила поведения, собранные для юношества», впервые изданная в 1653 году. Ее можно по праву назвать прообразом современных учебников по гигиене и этике. Правильные рекомендации, с точки зрения физиологии пищеварения, дает Я.А.Коменский в следующих правилах: «...после обеда не берись за книги, чтобы не возбуждать ум к высшей деятельности, в то время когда происходит пищеварение»; «доставляй себе отдых прогулкой, пока не окончится пищеварение»; «после ужина иди на прогулку»; «юноша должен есть для подкрепления сил, а не из прожорливости». Таким образом, правила поведения Я.А.Коменского, хотя и были введены им умозрительно, являются вполне научно обоснованными. Недостаток книги заключается в том, что правила постулируются Я.А.Коменским, он не объясняет необходимости их соблюдения, их пользы для жизни и здоровья, замечая лишь «так поступай и будешь жить» (119, с. 342). Большой интерес для нашего исследования представляет также учение Д.Локка (1632-1704) классического выразителя педагогических идей английского просвещения. Локк видел конечную цель воспитания в обеспечении «здорового духа в здоровом теле» «вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» (145, с. 73). «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки своего времени, систему (145, с. 42). Д.Локк подчеркивал, что необходимо с раннего детства закаливать тело ребенка, добиваться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Педагог обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Другой известный мыслитель Ж.Ж.Руссо (1712-1778) обращался к воспитателям с таким призывом: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, |
27 поведения, собранные для юношества», впервые изданная в 1653 году. Ее можно по праву назвать прообразом современных учебников по гигиене и этике. Проанализируем некоторые правила поведения: «...стой прямо, опираясь на обе ноги»; «шея выпрямлена, а не склонена на один бок»; «плечи приподняты равномерно»; «походка должна быть хорошо соразмерной, ноги передвигаются равномерно, голова прямо...». Вышеперечисленные правила можно найти в современных рекомендациях гигиенистов по формированию правильной осанки, причем почти в такой же редакции. Следующая группа правил напоминает советы «Мойдодыра» К. Чуков-ского, с помощью которых в наше время детей приучают к выполнению гигиенических норм здорового образа жизни: «встав с постели утром, причеши волосы, вымой лицо и руки чистой водой, выполощи рот и прилично оденься»; «нос должен быть чист»; «после обеда вымой руки, выполощи рот и вычисти зубы, чтобы выглядеть опрятным»; «при зевоте, чихании и кашле держи руку перед ртом». Правильные рекомендации, с точки зрения физиологии пищеварения, дает Я.А. Коменский в следующих правилах: «...после обеда не берись за книги, чтобы не возбуждать ум к высшей деятельности, в то время когда происходит пищеварение»; «доставляй себе отдых прогулкой, пока не окончится пищеварение»; «после ужина иди на прогулку»; «юноша должен есть для подкрепления сил, а не из прожорливости». Таким образом, правила поведения Я.А. Коменского, хотя и были введены им умозрительно, являются вполне научно обоснованными. Недостаток книги заключается в том, что правила постулируются Я.А. Коменским, он не объясняет необходимости их соблюдения, их пользы для жизни и здоровья, замечая лишь «так поступай и будешь жить» (133, с. 342). 28 Большой интерес для нашего исследования представляет также учение Д. Локка (1632-1704) классического выразителя педагогических идей английского просвещения. Локк видел конечную цель воспитания в обеспечении «здорового духа в здоровом теле» «вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» (134, с. 73). «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки своего времени, систему (135, с. 42). Д. Локк подчеркивал, что необходимо с раннего детства закаливать тело ребенка, добиваться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Педагог обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Другой известный мыслитель Ж. Ж. Руссо (1712-1778) обращался к воспитателям с таким призывом: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит...». Основанием для теории воспитания Ж. Руссо считал природу человека. Он являлся сторонником теории свободного воспитания (134, с. 92). Последователь теории свободного воспитания И.Г. Песталоцци (17461827) швейцарский педагог-демократ целью физического воспитания считал развитие и укрепление всех физических сил и возможностей ребенка, а основой физического воспитания детей естественное стремление к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать (135, с. 69). Всесторонний анализ становления и развития системы физического воспитания в России являлся предметом научного исследования В.В. Белоруссовой (1948) (39). Исследователь отмечает, что физическое воспитание подрастающего поколения во всех классах общества находилось на крайне |