103 действующий педагог — это антропотехник, умеющий практически работать с сознанием и личностью человека, способный к организации образовательных процессов и управлению ими. Для культуросообразно действующего педагога учебный предмет становится средством и площадкой для развития способностей студента. Практика показывает, что выпускники педагогических вузов, специальных профессиональных колледжей не готовы к воспроизведению культуры профессиональной деятельности. Результативность воспитательной работы в средних профессиональных учебных заведениях Оренбургского региона студенты оценили невысоко. Студенты ощущают ущербность своей подготовки для граждански достойной и духовно богатой жизни в родном регионе, городе, селе. А это, как видно из таблицы 3, не способствует формированию культурного гражданина своего Отечества. Современная профессиональная школа не вышла еще на уровень требований демократического и гуманного общества. И сегодня целью среднего специального профессионального учебного заведения становится личность, имеющая систему ценностей, в которой отражен благородный облик оренбургского общества и оренбургских народов, а также высокие принципы — личной порядочности, честности, правдивости и доброты, личность, владеющая способами передачи культурного наследия и методами сохранения своей самобытности. Воспитывая студента, система среднего профессионального образования должна создавать условия, способствующие становлению его как личности, представителя социума, города, региона, народа, государства; как представителя практической деятельности, самостоятельно мыслящего индивида, обладающего развитой общей культурой, постигающего связь и взаимообусловленность глобальной, общенациональной и региональномуниципальной проблематики. |
обеспечивает результат, выдвигает требования к среднему, а не наоборот. Высшее образование имеет дело с людьми уже относительно взрослыми, могущими иметь свое собственное мнение о том, как, чему и зачем их учат. Именно в стенах высшего учебного заведения, то есть в студенческие годы, молодой человек развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать себя в первую очередь для себя, своего региона, а затем — для своей страны, для человечества в целом. Высшая школа существенно отличается от других типов образовательных систем тем, что, кроме функции передачи элементов культуры в области будущей профессии, она реализует функцию создания новых элементов культуры — креативную функцию. Основной задачей высшей школы в рамках креативной функции становится развитие творческой личности как представителя социума, города, региона, народа, государства; как представителя практической деятельности, самостоятельно мыслящего индивида, постигающего связь и взаимообусловленность глобальной, общенациональной и регионально-муниципальной проблематики. Проектирование современной региональной системы высшего образования предполагает вычленение сущностных признаков и направлений деятельности. К ним относятся: 1. Сохранение и укрепление целостности общества и государства как высшей ценности народа. Регионализация высшего образования предполагает стремление к сочетанию региональных и общесоциальных задач в области образования. 2. Целевая и приоритетная ориентация на спрос населения в высшем образовании и культуре педагогической деятельности. При этом учитываются такие факторы, как наличие у населения (особенно выпускников общеобразовательных школ) намерения поступить в вуз; демографические условия региона, наличие потенциального контингента 68 разование, т.е. педагог-профессионал. В отличие от специалиста в определенной предметно-дисциплинарной области, культуросообразно действующий педагог — это антропотехник, умеющий практически работать с сознанием и личностью человека, способный к организации образовательных процессов и управлению ими. Для культуросообразно действующего педагога учебный предмет становится средством и площадкой для развития способностей школьника (212). Практика показывает, что выпускники педагогических вузов не готовы к культуре педагогической деятельности. Результативность воспитательной работы в школах Оренбургского региона учащиеся оценили невысоко. Учащиеся ощущают ущербность своей подготовки для граждански достойной и духовно богатой жизни в родном регионе, городе, селе. А это, как видно из таблицы 4, не способствует воспитанию культурного гражданина своего Отечества. 84 Таблица 4 Ответы на вопрос: «В какой мере воспитание и обучение в школе способствовало формированию у Вас следующих знаний и умений?» Качества личности Обучение способствовало формированию в очень большой степени в некот. степени весьма незнач. 1 2 3 4 1. Выдвигать цели деятельности, выстраивать пути их достижения 6,8 45,9 47,3 2. Знание культурных традиций, обычаев, норм народов, населяющих Оренбургский регион 0,0 . 43,2 56,8 ный облик оренбургского общества и оренбургских народов, а также высокие принципы — личной порядочности, честности, правдивости и доброты. Личность, владеющая способами передачи культурного наследия и методами сохранения своей самобытности. Воспитывая личность, система высшего образование должна создавать условия, способствующие становлению учителя как личности, 1 представителя социума, города, региона, народа, государства; как представителя практической деятельности, самостоятельно мыслящего индивида, обладающего развитой общей культурой, постигающего связь и взаимообусловленность глобальной, общенациональной и регионально-муниципальной проблематики. Материк культуры огромен и имеет тенденцию к возрастанию. Его освоение — практически никогда не заканчивающийся труд. Противоречие между лично обретенным и усвоенным знанием и объемом всего «культурного хранилища» — постоянно действующий стимул познания. Но и объем того, что человек не может усвоить на протяжении отведенного времени, огромен и может подавлять. Именно это обстоятельство делает особенно острой в формировании культуры педагогической деятельности проблему отбора педагогически необходимых знаний, которые не ложились бы мертвым грузом в памяти, а были средством развития способности к мышлению. Есть и другая группа проблем, на которую указывает Л. Волович. Овладение огромным объемом «книжных» знаний, чужого опыта является «посредником» между человеком и реальным миром, нередко и искажающим фактором, навязывающим обилие чужих интерпретаций, лишающих человека свежести и новизны восприятия, открытия мира. Психологически это порождает стремление сбросить груз чужих открытий, найти свое место в мире и определить, что есть «мое» в культу86 |