106 социальных, этнокультурных, этнопедагогических, теоретико-практических предпосылок. Социальные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека, в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. Предпосылки культуры профессиональной деятельности, исходя из этнокультуры и этнопедагогики, состоят: в исторической связи развития этносов со средой обитания; в адаптации этносов к общечеловеческим ценностям; в культуре межэтнических отношений; требующих использования в воспитании национальных традиций конкретных народов, проживающих в данном регионе, городе, селе. Регионализация выступает одним из важнейших факторов формирования культуры профессиональной деятельности. Будущий педагог среднего профессионального учебного заведения усваивает социальный опыт, культурные нормы и традиции проживающего в регионе населения, и в регионе педагог становится субъектом: реализующим себя как личность и как гражданин отечества; региональный компонент позволяет будущему специалисту «приблизить» мировую культуру; удовлетворить потребности в культуре творчества — в роли деятеля, развиватсля регионально-муниципальной системы образования. Он определяет специфику регионального компонента содержания образования, придает системе индивидуально-личностный смысл, делает образовательную систему адресной, самоопределяющейся, позволяя ей более |
мышления. Именно такое понимание культуры мы будем иметь в виду при рассмотрении культуры педагогической деятельности, определяя учителя как цель, как человека культуры (творящую личность, творца культуры), педагогическую деятельность как культуросообразную. Итак, социокультурные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. (О культуре и нормах деятельности см. подробнее 1.4.) Исследования уральской школы философов-культурологов (В. Л. Бенин, Г. Е. Зборовский, Л. Н. Коган), доказавших, что существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности, позволили нам выделить культуру педагогической деятельности в качестве предмета исследования. Диагностическое изучение наличия знаний «первого порядка» — знаний, характеризующих любого культурного человека, но необходимых как ценностное основание для выработки знаний собственно педагогических — «второго порядка», дало противоречивую картину. Лишь 4,2% студентов считают, что учитель должен иметь широкую философско-методологическую и культурологическую подготовку. 11,6% студентов вообще исключили ее из числа обязательных. Большинство из них уверены в том, что для учителя «предостаточно знать преподаваемый предмет». Между тем стали очевидными неготовность студентов к самостоятельному поиску ответов на сложные вопросы исторического прошлого и современности; узкий кругозор, малая начи35 ное непонимание сути проблемы, что актуализирует деятельность научного сообщества в ее разработке. Как видим, суждения респондентов о разнице между педагогической деятельностью и культурой педагогической деятельности говорят о значительном непонимании сути проблемы, что актуализирует деятельность научного сообщества в ее разработке. Выводы Культура педагогической деятельности — это объективное, прогрессивное, обусловленное явление. Его обусловленность выступает в виде социальных, этнокультурных и этнопедагогических, теоретикопрактических предпосылок. Социальные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. Предпосылки культуры педагогической деятельности, исходя из этнокультуры и этнопедагогики, состоят: в исторической связи развития этносов со средой обитания; в адаптации этносов к общечеловеческим ценностям; в культуре межэтнических отношений; требующих использования в воспитании национальных традиций конкретных народов, проживающих в данном регионе, городе, селе. 89 Регионализация выступает одним из важнейших факторов формирования культуры педагогической деятельности. Будущий учитель усваивает социальный опыт, культурные нормы и традиции проживающего в регионе населения, и в регионе педагог становится субъектом: реализующим себя как личность и гражданин отечества; -региональный компонент позволяет учителю «приблизить» мировую культуру; удовлетворить потребности в культуре творчества — в роли деятеля, развивателя регионально-муниципальной системы образования. Он определяет специфику регионального компонента содержания образования, придает системе индивидуально-личностный смысл, делает образовательную систему адресной, самоопределяющейся, позволяя ей более плавно встраиваться в социальную систему. При таком подходе регионализация образования выявляет дополнительный фактор в формировании культуры педагогической деятельности, а именно: причастность к ценностям культуры, которые исторически сложились в соответствующем регионе, обеспечивают значимость своей роли быть личностью — региональным гражданином, осуществляющим свои гражданские функции в различных деятельностных проявлениях, в том числе и на ниве профессионального труда. Теоретико-практическую базу для культуры педагогической деятельности создали современные педагогические теории и течения: «педагогика действия», «педагогика гуманизма», «педагогика сотрудничества», «педагогика взаимодействия» и др. Существующие исследования в области теории, методологии и определенный опыт, являющиеся необходимой предпосылкой для решения рассматриваемой проблемы, отражают многообразие подходов к формированию культуры педагогической деятельности. Сами по себе они еще не могут стать основой для целостной теоретической концеп90 |