150 -восстановление основ гуманистического, демократического воспитания; -сопряжение прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики; -создание новых элементов культуры. Учитывая, что культура — это всегда произведение, т.е. результат творчества со всеми характеристиками творческого акта, что она всегда рассчитана на адресат, на диалог, а «усвоение» ее есть процесс личного открытия, осознания нравственно-психологической культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не «перечеркивает», не отрицает предшествующий пласт культуры, то можно предположить, что в нашем случае любая дисциплина (как общепрофессионального, так и специального циклов) может рассматриваться-в контексте культуры, способствовать формированию культуры профессиональной деятельности. В образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа, осуществляющий задачи превращения студента в субъекта культуры, находит применение метод обращения к истории развития культуры, профессии, «персонализации», открытости преподавателя и учащегося как носителей культуры. В качестве важнейшего условия реализации компетентностного подхода выступает личностная обращенность педагогического процесса, которая позволяет рассматривать в качестве полноправных компонентов будущего специалиста и педагога, а содержание образования — как обобщенную культуру, предназначенную для формирования норм, ценностей, интересов личности, способствующих ее становлению. Исходя из этого, мы трактовали и реализовали процесс формирования культуры профессиональной деятельности как сотворчество, и это дало нам основание выделить еще один специфический компонент педагогического процесса — культуру педагогического взаимодействия, которую «творили», создавали его участники в процессе |
ный контроль за качественными изменениями в культуре педагогической деятельности как «сквозной» линии (качество мотивов, направленности, динамика знаний, умений, ценностного отношения к культуре педагогической деятельности). Использование интеграции подходов в качестве методологического инструмента анализа самого педагогического процесса объясняется и тем, что ценности и нормы культуры, все достижения духовной сферы жизни создают атмосферу обращенности к личности и деятельности, проникая во все структуры целостного педагогического процесса. Интегративно-культурологический подход позволил выделить приоритетные направления: а) в организации педагогического процесса: гуманизация, аксиологизация, актуализация роли национального в воспитании; б) исходные позиции: ориентации, личностные особенности, уровень культуры, психология, нравственные качества участников учебно-воспитательного процесса; в) субъектной культуры как результата выявления смыслов и соотнесения собственной деятельности с нормами культуры. В формировании изучаемого феномена культурологический подход предполагает: утверждение общечеловеческих ценностей; возрождение прогрессивных этнокультурных традиций; восстановление основ гуманистического, демократического воспитания; сопряжение прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики; создание новых элементов культуры. Учитывая, что культура — это всегда произведение, т.е. результат творчества со всеми характеристиками творческого акта, что она всегда рассчитана на адресат, на диалог, а «усвоение» ее есть процесс лич95 ного открытия, осознания нравственно-психологической культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не «перечеркивает», не отрицает предшествующий пласт культуры, то можно предположить, что в нашем случае любая дисциплина (не только гуманитарного цикла) может рассматриваться в контексте культуры, способствовать формированию культуры педагогической деятельности. В образовательном процессе, ставящем задачи превращения студента в субъекта культуры, находит применение метод обращения к истории развития культуры, ее идей, «персонализации» и обязательно — открытость самого преподавателя как носителя культуры. В качестве важнейшего условия реализации интегративнокультурологического подхода выступает личностная обращенность педагогического процесса, которая позволяет рассматривать в качестве полноправных компонентов воспитанника и педагога, а содержание образования — как обобщенную культуру, предназначенную для формирования норм, ценностей, интересов личности, способствующих ее становлению. Исходя из этого, мы трактовали и реализовали процесс формирования культуры педагогической деятельности как сотворчество, и это дало нам основание выделить еще один специфический компонент педагогического процесса — культуру педагогического взаимодействия, которую «творили», создавали его участники в процессе обучения. Мы уже указывали, что любой субъект формируется, в первую очередь, в условиях той или иной национальной культуры, причем необязательно той, к которой он принадлежит по своему происхождению. И эта культура становится для него первоначальным базисом для усвоения важнейших человеческих ценностей, для становления элементарных основ нравственности и духовности личности. Кроме того, че96 |