152 незаменимых ценностей; культурная самобытность представляет собой неоценимое достояние, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ, заставляя черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур; все культуры составляют единое целое в общем наследии человечества. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, условие постижения ценностей и традиций других. ни одна культура не может претендовать на универсальность. Универсальность складывается из опыта всех народов, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное ( разнообразие связаны друг с другом; нужна такая культурная политика, которая бы охраняла, развивала и обогащала самобытность и культурное наследие каждого народа; обеспечивала полное уважение культурных меньшинств и других культур мира [77, с. 95].. Такая позиция ориентирована на определенную мотивацию в деятельности в конкретном регионе, где будущий специалист живет, общается, составляет интеллектуальный потенциал. В случае перехода его в другой регион культура профессиональной деятельности будет иметь для него методологическое значение. В исследовании конструируется определение субъектной культуры профессиональной деятельности, под которой понимается интегративное образование, обеспеченное единством когнитивного, ценностного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов. Специфику влияния разрабатываемых нами концептуальных положений рефлексивного профессионализма на уровень развития культуры профессиональной деятельности будущего специалиста можно выявить с позиции личностно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, А. М. Новиков). |
рез национальную культуру человек приобщается к важнейшим материальным и духовным ценностям. В нашем плане действительная проблема заключалась не только в том, чтобы преподаватель сумел сделать элементы культуры достоянием своим и студента, но в том, чтобы каждый из них получил практическую возможность вступить на путь ничем не ограниченного развития своего национального при самоотречении от всего, что позволило бы ему считать себя выше других. В исследованиях последнего времени обозначились и технологии, способствующие эффективности формирования культуры педагогической деятельности. Например, Н. Розов полагает, что будущие учителя должны: 1) научиться понимать кардинальные различия между историческими фактами и их интерпретацией; 2) научиться понимать и принимать инокультурность; 3) уметь ставить и разрешать проблемы; 4) уметь и привычно искать в памятниках прошлого идеи, образы, символы, которые могут помочь в разрешении сегодняшних социальнокультурных и экологических проблем; 5) уметь жить в культуре, личностно проявляться в ней, мыслить, оценивать ситуацию, делать выборы, стремиться к победе (263, с. 86). Без этого мы только усугубим проблемы этнокультуры в воспитании. Таким образом, с позиций интегративно-культурологического подхода в формировании культуры педагогической деятельности достижимы цели, поставленные перед образованием ЮНЕСКО: любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей; культурная самобытность представляет собой неоценимое достояние, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, мобилизуя каждый народ, заставляя черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур; все культуры составляют единое целое в общем наследии человече97 ства. Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура — это диалог, условие постижения ценностей и традиций других. ни одна культура не может претендовать на универсальность. Универсальность складывается из опыта всех народов, каждый из которых утверждает свою самобытность. Культурная самобытность и культурное разнообразие связаны друг с другом; нужна такая культурная политика, которая бы охраняла, развивала и обогащала самобытность и культурное наследие каждого народа; обеспечивала полное уважение культурных меньшинств и других культур мира (78, с. 395). Механизм ее реализации представляется таким образом: создание регионального научно-образовательного комплекса и ассоциаций; интеграция педагогического университета с учреждениями общего и среднего профессионального образования; расширение сферной регионализации, т.е. группирование вокруг вузов-лидеров, сотрудничество в подготовке культуросообразно действующего учителя. формирование единой межвузовской инфраструктуры образовательного процесса и научных исследований; создание единой регионально-муниципальной системы непрерывного образования; признание идеи формирования культуры педагогической деятельности в качестве системообразующего компонента в построении культурной политики региона. Такая позиция ориентирована на определенную мотивацию в деятельности в конкретном регионе, где учитель живет, общается, составляет интеллектуальный потенциал. В случае перехода учителя в другой 98 регион культура педагогической деятельности будет иметь для него методологическое значение. В исследовании конструируется определение субъектной культуры педагогической деятельности, под которой понимается интегративное образование, обеспеченное единством когнитивного, ценностного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов. Специфику влияния разрабатываемых нами концептуальных положений рефлексивного профессионализма на уровень развития культуры педагогической деятельности будущего учителя можно выявить с позиции личностно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, А. М. Новиков). Согласно теоретическим положениям личностно-деятельностного подхода, личность будущего учителя рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения ( 126). Субъект деятельности, с точки зрения философов и психологов, представляет собой сложнейший феномен, который нужно попытаться интерпретировать в рамках практико-ориентированных педагогических теорий. Сущность его заключается в следующем. Во-первых, теория субъекта всегда связана с категорией объекта. Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания», всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах. В-третьих, субъект — это всегда сознательно действующее лицо, самосознание которого, по мнению С. Л. Рубинштейна, — это «осознание себя как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности — практической и теоретической, субъекта деятельности в том числе». В-четвертых, каждого конкрегного субъекта можно определить только через отношение к другому. В-пятых, каждое «Я» — есть индивидуальный субъект и коллективный — в определенных отношениях. 99 |