161 студентов. В литературе отмечается, что совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность в определенном типе поведения и отношений, выражающуюся в направленности потребностей и интересов [15, 250, 296]. Интеграция компетентностного, и аксиологического подходов в формировании культуры профессиональной деятельности позволила целенаправленно наблюдать обе линии: связанную с осмыслением личностью сущности знаний и ориентацией в них; связанную с выяснением ценности этих знаний для личности и их принятием. Диверсификация или интеграция вышеизложенных подходов зависела от целей, стоявших на разных этапах нашего исследования. Например, выделенная нами система культурологических идей-векторов, отражающих региональномуниципальные особенности Оренбуржья, явилась содержательной стороной взглядов, мнений и суждений студентов, позволила определить их содержание. Сущность личностноориентированного подхода в интеграции выразилась: 1) в признании личности как высшей ценности, способной реализовать культурно-этнические идеи; 2) в осмыслении ценности культуры профессиональной деятельности для взаимодействия сущностных сил личности; 3) в организации культурологического образования студентов с учетом их национально-этнической культуры, способной к взаимообогащению; 4) во взаимопонимании и взаимодоверии участников разных культур педагогического процесса; 5) в ориентации студентов в эстетических, нравственных, экологических, правовых, профессиональных и других ценностях и специфике проявления их в Оренбуржье; |
для логики нашего поиска на всех этапах исследования и позволяет судить: о системности наших действий; о проникновении в сущность явлений, идей; о становлении личности студента как цели нашей деятельности; об опоре на культуротворческую способность студентов. В литературе отмечается, что совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность в определенном типе поведения и отношений, выражающуюся в направленности потребностей и интересов (145, 263, 308). Интеграция культурологического и аксиологического подходов в формировании культуры педагогической деятельности позволила целенаправленно наблюдать обе линии: связанную с осмыслением личностью сущности знаний и ориентацией в них; связанную с выяснением ценности этих знаний для личности и их принятием. Диверсификация или интеграция вышеизложенных подходов зависела от целей, стоявших на разных этапах нашего исследования. Например, выделенная нами система культурологических идей-векторов, отражающих регионально-муниципальные особенности Оренбуржья, явилась содержательной стороной взглядов, мнений и суждений студентов, позволила определить их содержание. Сущность личностно ориентированного подхода в интеграции выразилась: 1) в признании личности как высшей ценности, способной реализовать культурно-этнические идеи; 2) в осмыслении ценности культуры педагогической деятельности для взаимодействия сущностных сил личности; 3) в организации культурологического образования студентов с учетом их национально-этнической культуры, способной к взаимообогащению; 108 4) во взаимопонимании и взаимодоверии участников разных культур педагогического процесса; 5) в ориентации студентов в эстетических, нравственных, экологических, правовых, профессиональных и других ценностях и специфике проявления их в Оренбуржье; 6) в индивидуализации процессов овладения культурой и создании элементов культуры в процессе образования. В основу интегративно-культурологического подхода, как показывает практика, может быть положена Я-концепция, сущность которой заключается в совокупности всех представлений индивида о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения в соотнесении с нормами культуры. По Р. Бернсу, Я-концепция — это не только многоуровневое, но и многокомпонентное образование. К его компонентам относятся как Ясоциальное, так и Я-психологическое, которые образуют глобальную Я-концепцию личности. К основным психологическим компонентам Яконцепции относятся ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и ощущение своей моральности (35, с. 375). Следовательно, интегративно-культурологический подход в профессиональной подготовке учителя может быть реализован на основе Я-концепции, психолого-педагогической основой которой являются: активная позиция студентов в освоении культуры и создании ее элементов (участие в научно-исследовательской деятельности); осмысление студентом самоценности своей личности как профессионала для созидательной деятельности в конкретном регионе; формирование студентом установки на саморазвитие; формирование и осмысление студентом своей субъектности, т.е. деятельное самосознание, понимание своей личной инициативы как субъективно возможной основы собственного существования. 109 |