194 ценности как реального фактора и главной цели развития данного общества [326]. Если гуманизм — это основа системы взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика, включающая комплекс ее свойств, выражающая отношение человека к человеку. Ценностная природа гуманизма предполагает своеобразную культурную и временную относительность этой категории. Одним из примеров подобной относительности служит то, что философия традиционного гуманизма, провозгласившая в эпоху Возрождения идеал всесторонне развитого человека, имела для Европы XVII — XIX вв. непреходящее значение. Однако в других регионах мира того же периода идеи Возрождения не имели распространения и сколько-нибудь значимого влияния на духовную жизнь населявших их народов. Более того, уже к концу прошлого столетия традиционный гуманизм стал утрачивать свое концептуальное значение и в странах Европы, а события первой половины XX в. послужили страшным предостережением от абсолютизации самодостаточности природы человека и повлияли на создание концепций современного гуманизма. Трудность для педагогики заключается в том, что понятие гуманизма еще не операционализировано, проблема критериев не разрешена, а без них всякая позиция грешит субъективизмом. Осмысление этого обстоятельства есть приглашение к вдумчивому разговору по поводу выработки наших критериев оценки гуманизма, который мы хотели бы и могли воплотить в собственной |
между жизнью и самоуничтожением. Поиски выхода из этой ситуации ставят вопрос о целостности мира и человечества как условии самосохранения. Идея, что будущее равнозначно прогрессу, становится все более сомнительной. Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. В воспитании личности будущего учителя в условиях перехода на гуманистическую парадигму в образовании важно избрать свой теоретико-прикладной вектор. Следует уточнить два понятия: «гуманизация» и «гуманитаризация». Эти термины происходят от разных латинских слов. Гуманизм (Ьитапив) — человечный, гуманный, т.е. обращенный к человеку, сделанный для человека, в его интересах, с учетом блага для человека. Под гуманизмом понимается исторически меняющаяся в соответствии с развитием общества и его культуры система воззрений, признающая ценность каждого отдельного человека и направленная на признание обществом этой ценности как реального фактора и главной цели развития данного общества (321). Если гуманизм — это основа системы взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика, включающая комплекс ее свойств, выражающая отношение человека к человеку. Ценностная природа гуманизма предполагает своеобразную куль111 турную и временную относительность этой категории. Одним из примеров подобной относительности служит то, что философия традиционного гуманизма, провозгласившая в эпоху Возрождения идеал всесторонне развитого человека, имела для Европы XVII — XIX вв. непреходящее значение. Однако в других регионах мира того же периода идеи Возрождения не имели распространения и сколько-нибудь значимого влияния на духовную жизнь населявших их народов. Более того, уже к концу прошлого столетия традиционный гуманизм стал утрачивать свое концептуальное значение и в странах Европы, а события первой половины XX в. послужили страшным предостережением от абсолютизации самодостаточности природы человека и повлияли на создание концепций современного гуманизма. Трудность для педагогики заключается в том, что понятие гуманизма еще неоперационализировано, проблема критериев не разрешена, а без них всякая позиция грешит субъективизмом. Осмысление этого обстоятельства есть приглашение к вдумчивому разговору по поводу выработки наших критериев оценки гуманизма, который мы хотели бы и могли воплотить в собственной системе образования. Вопросы гуманизации образования, на наш взгляд, имеют смысл лишь в той мере, в какой они увязаны со всем комплексом специфических особенностей современного этапа общественного развития. А он выявил необходимость кардинальной смены образовательной парадигмы, пересмотра сущности целей и социального назначения педагогической деятельности. Пока это понимание не найдет необходимого распространения в образовании, «гуманизация» будет иметь ценность лишь как очередная кампания, сохраняющая status quo. Гуманитарный (от фр. humanitaire, лат. humanitas — человеческая природа, образованность) — имеющий отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию. Гуманитарные науки — обществен112 |