Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 196]

196 Зарождение современного гуманизма, датируемое рубежом и первой половиной XX в., шло под непосредственным влиянием следующих факторов: бурное развитие антропологии, генетики, социальной психологии, политологии и других паук; развитие цивилизации и ее научный прогресс изменили бытие человека настолько, что, с одной стороны, у отдельного индивида появилась возможность напрямую вмешиваться в жизнь неограниченного количества людей (оружие массового уничтожения и т.п.), а с другой — резко возросла детерминированность бытия человека и снизилась возможность свободного определения своей судьбы при кажущемся богатстве выбора; -опыт двух мировых войн, заставивший по-новому осмыслить значение идей гуманизма; реальность существования таких тоталитарных режимов, как фашизм и военный коммунизм; глобализация экологических и демографических проблем; резкое увеличение темпов развития стран Западной Европы, Северной Америки, Японии, их отрыв от стран третьего мира.
Анализ трудов видных российских философов (М.
М.
Бахтин, Н.
А.
Бердяев, В.
С.
Библер, Н.
О.
Лосский, В.
В.
Розанов, В.
С.
Соловьев, Н.
Федоров), отечественных психологов (Л.
С.
Выготский, В.
В.
Давыдов и др.), зарубежных авторов (А.
Маслоу, Ж.
Пиаже, Ж.-П.
Сартр, В.
Франкл, К.
Роджерс, Э.
Фромм, Ю.
Хабермас, М.
Хайдеггер, К.
Ясперс и др.) позволил выделить их концептуальную основу, которая может быть использована как теоретическая основа культуры
профессиональной деятельности при обосновании понятий «гуманистическая парадигма образования», «гуманизация подготовки будущего специалиста».
Это: 1) уникальность человека; 2) понятие свободы и ответственности человека; 3) «открытое» взаимодействие с другими людьми.
Кратко представим содержание каждого из положений.
[стр. 113]

ные науки.
В идеале требуется способность субъекта выстраивать деятельность, подобную той, которую он прожил как гуманитарную, согласуя ее с гуманистическими ценностями.
Если мы выстраиваем деятельность в соответствии с гуманитарным знанием, ориентируясь на гуманистические ценности, то в определенных конкретно-исторических ситуациях гуманитарность и гуманность могут как совпадать, гак и не совпадать.
Поэтому педагогическая деятельность в приближении к нормам культуры «стремится» сделать собственный опыт и опыт, обобщенный в гуманитарном знании, исходной точкой познания, его рефлексии и критического осмысления субъектом.
Очень важно, чтобы у студента — будущего учителя — развился за время его обучения в вузе этот «довольно редкий» опыт.
Гуманитаризация как средство гуманизации образования обладает ограниченными возможностями.
Наиболее важным представляется соотнесенность образования с культурными ценностями, когда проблемы профессиональной деятельности осмысливаются с социальнофилософских позиций.
Зарождение современного гуманизма, датируемое рубежом и первой половиной XX в., шло под непосредственным влиянием следующих факторов: бурное развитие антропологии, генетики, социальной психологии, политологии и других
наук; развитие цивилизации и ее научный прогресс изменили бытие человека настолько, что, с одной стороны, у отдельного индивида появилась возможность напрямую вмешиваться в жизнь неограниченного количества людей (оружие массового уничтожения и т.п.), а с другой — резко возросла детерминированность бытия человека и снизилась возможность свободного определения своей судьбы при кажущемся богатстве выбора; 113

[стр.,114]

опыт двух мировых войн, заставивший по-новому осмыслить значение идей гуманизма; реальность существования таких тоталитарных режимов, как фашизм и военный коммунизм; глобализация экологических и демографических проблем; резкое увеличение темпов развития стран Западной Европы, Северной Америки, Японии, их отрыв от стран третьего мира.
Анализ трудов видных российских философов (М.
М.
Бахтин, Н.
А.
Бердяев, В.
С.
Библер, Н.
О.
Лосский, В.
В.
Розанов, В.
С.
Соловьев, Н.
Федоров), отечественных психологов (Л.
С.
Выготский, В.
В.
Давыдов и др.), зарубежных авторов (А.
Маслоу, Ж.
Пиаже, Ж.-П.
Сартр, В.
Франкл, К.
Роджерс, Э.
Фромм, Ю.
Хабермас, М.
Хайдеггер, К.
Ясперс и др.) позволил выделить их концептуальную основу, которая может быть использована как теоретическая основа культуры
педагогической деятельности при обосновании понятий «гуманистическая парадигма образования», «гуманизация подготовки учителя».
Это: 1) уникальность человека; 2) понятие свободы и ответственности человека; 3) «открытое» взаимодействие с другими людьми.
Кратко представим содержание каждого из положений.

1.
Индивидуальная основа каждого отдельного человека самоценна и не может быть тождественна ни одной другой; человек наделен внутренним миром, состоящим из потребностей разного уровня, психологических и физиологических особенностей, индивидуальных способностей и задатков, которые, если будут реализованы и поддержаны, разовьются в полной мерс; подлинное развитие человека заключается в развитии его индивидуальной основы через положительную самореализацию личности.
Человек находится в бытии и осознает свое бытие; человек познает самого себя, окружающий мир и свое взаимодействие с этим миром; 114

[Back]