Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 197]

197 1.
Индивидуальная основа каждого отдельного человека самоценна и не может быть тождественна ни одной другой; человек наделен внутренним миром, состоящим из потребностей разного уровня, психологических и физиологических особенностей, индивидуальных способностей и задатков, которые, если будут реализованы и поддержаны, разовьются в полной
мере; подлинное развитие человека заключается в развитии его индивидуальной основы через положительную самореализацию личности.
Человек находится в бытии и осознает свое бытие; человек познает самого себя, окружающий мир и свое взаимодействие с этим миром;
целостное познание мира возможно лишь при активизации как интеллектуальных, так и интуитивных особенностей человеческого сознания.
Человек непрерывно действует в этом мире, — это может быть практическое действие в реальной предметной среде, а может быть умственное, мыслительное действие в «смысловом поле», в воображаемом образе мира.
2.
В каждый момент жизни человек способен действовать произвольно, свободно и ответственно; свобода человека как избирательная, творческая активность сознания возможна лишь через принятие ответственности за реализацию собственных решений.
Человек стремится к осмыслению своей жизни; смысл жизни нельзя навязать человеку извне; смыслообразующими являются как личностные особенности отдельного человека, так и социокультурные ценности той среды, в которой развивается человек.
3.
Человек открыт для равноправного взаимодействия с другими людьми и внешним миром; трансценденция позволяет ему выйти за рамки собственного эгоцентризма и самоизоляции; человек осуществляет сам себя через нахождение в другом человеке положительного безусловного восполнения своего существа.
Неогуманистические идеи, выдвигаемые на рубеже XIX — XX столетий, общественное движение за «новое воспитание»: педоцентризм (М.
Монтессори,
[стр. 114]

опыт двух мировых войн, заставивший по-новому осмыслить значение идей гуманизма; реальность существования таких тоталитарных режимов, как фашизм и военный коммунизм; глобализация экологических и демографических проблем; резкое увеличение темпов развития стран Западной Европы, Северной Америки, Японии, их отрыв от стран третьего мира.
Анализ трудов видных российских философов (М.
М.
Бахтин, Н.
А.
Бердяев, В.
С.
Библер, Н.
О.
Лосский, В.
В.
Розанов, В.
С.
Соловьев, Н.
Федоров), отечественных психологов (Л.
С.
Выготский, В.
В.
Давыдов и др.), зарубежных авторов (А.
Маслоу, Ж.
Пиаже, Ж.-П.
Сартр, В.
Франкл, К.
Роджерс, Э.
Фромм, Ю.
Хабермас, М.
Хайдеггер, К.
Ясперс и др.) позволил выделить их концептуальную основу, которая может быть использована как теоретическая основа культуры педагогической деятельности при обосновании понятий «гуманистическая парадигма образования», «гуманизация подготовки учителя».
Это: 1) уникальность человека; 2) понятие свободы и ответственности человека; 3) «открытое» взаимодействие с другими людьми.
Кратко представим содержание каждого из положений.
1.
Индивидуальная основа каждого отдельного человека самоценна и не может быть тождественна ни одной другой; человек наделен внутренним миром, состоящим из потребностей разного уровня, психологических и физиологических особенностей, индивидуальных способностей и задатков, которые, если будут реализованы и поддержаны, разовьются в полной
мерс; подлинное развитие человека заключается в развитии его индивидуальной основы через положительную самореализацию личности.
Человек находится в бытии и осознает свое бытие; человек познает самого себя, окружающий мир и свое взаимодействие с этим миром;
114

[стр.,115]

целостное познание мира возможно лишь при активизации как интеллектуальных, так и интуитивных особенностей человеческого сознания.
Человек непрерывно действует в этом мире, — это может быть практическое действие в реальной предметной среде, а может быть умственное, мыслительное действие в «смысловом поле», в воображаемом образе мира.
2.
В каждый момент жизни человек способен действовать произвольно, свободно и ответственно; свобода человека как избирательная, творческая активность сознания возможна лишь через принятие ответственности за реализацию собственных решений.
Человек стремится к осмыслению своей жизни; смысл жизни нельзя навязать человеку извне; смыслообразующими являются как личностные особенности отдельного человека, так и социокультурные ценности той среды, в которой развивается человек.
3.
Человек открыт для равноправного взаимодействия с другими людьми и внешним миром; трансценденция позволяет ему выйти за рамки собственного эгоцентризма и самоизоляции; человек осуществляет сам себя через нахождение в другом человеке положительного безусловного восполнения своего существа.
Неогуманистические идеи, выдвигаемые на рубеже XIX — XX столетий, общественное движение за «новое воспитание»: педоцентризм (М.
Монтессори,
К.
Н.
Вентцель, П.
П.
Блонский), социально-педагогические новации (Дж.
Дьюи, Я.
Корчак, Р.
Кузинэ, А.
С.
Макаренко, А.
Нейл, С.
Френэ, С.
Т.
Шацкий), педагогика взаимодействия (Э.
Вебер, Г.
Гаудинг, Э.
Линде, Г.
Шаррельман), антропософское образование (Р.
Штайнер) — послужили основой для становления гуманистической педагогики в рамках самостоятельной парадигмы образования.
Понятие «парадигма» введено историком науки Томасом Куном, который определял этим термином совокупность существенных теоре115

[Back]