Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 198]

198 К.
II.
Вентцель, П.
П.
Блонский),
соци&чыю-педагогические новации (Дж.
Дыои, Я.
Корчак, Р.
Кузинэ, А.
С.
Макаренко, А.
Нейл, С.

Фрею, С.
Т.
Шацкий), педагогика взаимодействия (Э.
Вебер, Г.
Гаудинг, Э.
Линде, Г.
Шаррельман), антропософское образование (Р.
Штайнер) — послужили основой для становления гуманистической педагогики в рамках самостоятельной парадигмы образования.
Понятие «парадигма» введено историком науки Томасом Куном, который определял этим термином совокупность существенных
теоретических расхождений, отличающую *действующую в какой-либо научной сфере » концепцию от предыдущего и устаревшего воззрения в дайной сфере.
Примером парадигмальных смещений является теория гелиоцентризма, пришедшая на смену учения о-Земле как центре мироздания, или создание Лобачевским геометрической системы, вышедшей за узкие рамки геометрии Эвклида.
Однако в педагогике понятие «парадигма» несет несколько иную смысловую нагрузку, так как не подразумевает обязательной сменяемости и однозначного противопоставления педагогических воззрений различной направленности.
В педагогике невозможно полное отрицание и одномоментное замещение одной концептуальной системы другой — здесь традиционно сильны тенденции преемственности и консерватизма.
Парадигма в педагогике — это совокупность инвариантных признаков ряда педагогических направлений, образующих единую концептуальную сферу.
Педагогическая парадигма — это всегда фрагмент, часть системы педагогических концепций, и хотя в парадигме отражены базовые отличия педагогических направлений, важно помнить, что эти направления сосуществуют, взаимовлияют и взаимообогащают друг друга.
Таким образом, в педагогике, в отличие от общенаучного значения, понятие «парадигма» не содержит абсолютизирующего условия сменяемости парадигм, а предполагает развитие и сосуществование различных парадигмальных установок в одних и тех же условиях школьного,
[стр. 115]

целостное познание мира возможно лишь при активизации как интеллектуальных, так и интуитивных особенностей человеческого сознания.
Человек непрерывно действует в этом мире, — это может быть практическое действие в реальной предметной среде, а может быть умственное, мыслительное действие в «смысловом поле», в воображаемом образе мира.
2.
В каждый момент жизни человек способен действовать произвольно, свободно и ответственно; свобода человека как избирательная, творческая активность сознания возможна лишь через принятие ответственности за реализацию собственных решений.
Человек стремится к осмыслению своей жизни; смысл жизни нельзя навязать человеку извне; смыслообразующими являются как личностные особенности отдельного человека, так и социокультурные ценности той среды, в которой развивается человек.
3.
Человек открыт для равноправного взаимодействия с другими людьми и внешним миром; трансценденция позволяет ему выйти за рамки собственного эгоцентризма и самоизоляции; человек осуществляет сам себя через нахождение в другом человеке положительного безусловного восполнения своего существа.
Неогуманистические идеи, выдвигаемые на рубеже XIX — XX столетий, общественное движение за «новое воспитание»: педоцентризм (М.
Монтессори, К.
Н.
Вентцель, П.
П.
Блонский),
социально-педагогические новации (Дж.
Дьюи, Я.
Корчак, Р.
Кузинэ, А.
С.
Макаренко, А.
Нейл, С.

Френэ, С.
Т.
Шацкий), педагогика взаимодействия (Э.
Вебер, Г.
Гаудинг, Э.
Линде, Г.
Шаррельман), антропософское образование (Р.
Штайнер) — послужили основой для становления гуманистической педагогики в рамках самостоятельной парадигмы образования.
Понятие «парадигма» введено историком науки Томасом Куном, который определял этим термином совокупность существенных
теоре115

[стр.,116]

тических расхождений, отличающую действующую в какой-либо научной сфере концепцию от предыдущего и устаревшего воззрения в данной сфере.
Примером парадигмальных смещений является теория гелиоцентризма, пришедшая на смену учения о Земле как центре мироздания, или создание Лобачевским геометрической системы, вышедшей за узкие рамки геометрии Эвклида.
Однако в педагогике понятие «парадигма» несет несколько иную смысловую нагрузку, так как не подразумевает обязательной сменяемости и однозначного противопоставления педагогических воззрений различной направленности.
В педагогике невозможно полное отрицание и одномоментное замещение одной концептуальной системы другой — здесь традиционно сильны тенденции преемственности и консерватизма.
Парадигма в педагогике — это совокупность инвариантных признаков ряда педагогических направлений, образующих единую концептуальную сферу.
Педагогическая парадигма — это всегда фрагмент, часть системы педагогических концепций, и хотя в парадигме отражены базовые отличия педагогических направлений, важно помнить, что эти направления сосуществуют, взаимовлияют и взаимообогащают друг друга.
Таким образом, в педагогике, в отличие от общенаучного значения, понятие «парадигма» не содержит абсолютизирующего условия сменяемости парадигм, а предполагает развитие и сосуществование различных парадигмальных установок в одних и тех же условиях школьного,
университетского образования при определяющей роли одной из парадигм.
В определении гуманистической парадигмы образования мы придерживаемся общенаучной точки зрения: под гуманистической парадигмой образования нами понимается совокупность инвариантных признаков различных направлений гуманистической педагогики, определяющих цели, содержание, методы и средства образования (264).
116

[Back]