Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 199]

199 университетского образования при определяющей роли одной из парадигм.
В определении гуманистической парадигмы образования мы придерживаемся общенаучной точки зрения: под гуманистической парадигмой образования нами понимается совокупность инвариантных признаков различных направлений гуманистической педагогики, определяющих цели, содержание, методы и средства образования
[147].
В ходе данного исследования были проанализированы различные направления гуманизации образования, освещавшиеся в работах ученых различных отраслей знания: философов и социологов
(Л.
П.
Буева, М.К.
Мамардашвили, Н.
С.
Розов), психологов (К.
А.
Абульханова-Славская, Ш.
А.
Амонашвили, А.
А.
Бодалев, А.
В.
Запорожец, В.
В.
Давыдов, А.
А.
Леонтьев),
педагогов (В.
Г.
Вершловский, Б.
С.
Гершунский, Л.
В.
Занков, В..
А.
Караковский, Е.
Б.
Попов).
Из
общей системы педагогических знаний на основе методологических положений идей неогумаиизма нами были выделены следующие установки, принципиальные для культуры профессиональной деятельности: целостное развитие задатков и способностей индивида (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувствен-ной и волевой сфер студента в их единстве); личностная ориентация: 1) педагог прежде всего в себе и каждом своем воспитаннике видит уникальную личность, независимо от каких-либо особенностей; 2) он последовательно формирует в себе личность, осознает, как это делает, и добивается того, чтобы каждый его воспитанник в самом себе видел личность, считая себя таковой; 3) стремится к тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих его людей; -учение через опыт, формирование ключевых компетенций: социоультурной, личностной, деятельностной, информационной; культурология образования (усвоение нравственной основы общечеловеческих ценностей и национальной культуры, опора на
[стр. 116]

тических расхождений, отличающую действующую в какой-либо научной сфере концепцию от предыдущего и устаревшего воззрения в данной сфере.
Примером парадигмальных смещений является теория гелиоцентризма, пришедшая на смену учения о Земле как центре мироздания, или создание Лобачевским геометрической системы, вышедшей за узкие рамки геометрии Эвклида.
Однако в педагогике понятие «парадигма» несет несколько иную смысловую нагрузку, так как не подразумевает обязательной сменяемости и однозначного противопоставления педагогических воззрений различной направленности.
В педагогике невозможно полное отрицание и одномоментное замещение одной концептуальной системы другой — здесь традиционно сильны тенденции преемственности и консерватизма.
Парадигма в педагогике — это совокупность инвариантных признаков ряда педагогических направлений, образующих единую концептуальную сферу.
Педагогическая парадигма — это всегда фрагмент, часть системы педагогических концепций, и хотя в парадигме отражены базовые отличия педагогических направлений, важно помнить, что эти направления сосуществуют, взаимовлияют и взаимообогащают друг друга.
Таким образом, в педагогике, в отличие от общенаучного значения, понятие «парадигма» не содержит абсолютизирующего условия сменяемости парадигм, а предполагает развитие и сосуществование различных парадигмальных установок в одних и тех же условиях школьного, университетского образования при определяющей роли одной из парадигм.
В определении гуманистической парадигмы образования мы придерживаемся общенаучной точки зрения: под гуманистической парадигмой образования нами понимается совокупность инвариантных признаков различных направлений гуманистической педагогики, определяющих цели, содержание, методы и средства образования
(264).
116

[стр.,117]

В ходе данного исследования были проанализированы различные направления гуманизации образования, освещавшиеся в работах ученых различных отраслей знания: философов и социологов (В.
С.
Библер, Л.
П.
Буева, Н.
С.
Розов и др.), психологов (К.
А.
АбульхановаСлавская, Ш.
А.
Амонашвили, А.
А.
Бодалев, А.
В.
Запорожец, В.
В.
Давыдов, А.
А.
Леонтьев
и др.), педагогов (В.
Г.
Вершловский, Б.
С.
Гершунский, Л.
В.
Занков, В.
А.
Караковский, Е.
Б.
Попов и
др.).
Из общей системы педагогических знаний на основе методологических положений идей неогуманизма нами были выделены следующие установки, принципиальные для культуры педагогической деятельности: целостное развитие задатков и способностей индивида (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сфер студента в их единстве); личностная ориентация: 1) педагог прежде всего в себе и каждом своем воспитаннике видит уникальную личность, независимо от какихлибо особенностей; 2) он последовательно формирует в себе личность, осознает, как это делает, и добивается того, чтобы каждый его воспитанник в самом себе видел личность, считая себя таковой; 3) стремится к тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих его людей; деятельностный подход (учение через опыт); -культурология образования (усвоение нравственной основы общечеловеческих ценностей и национальной культуры, опора на универсальные моральные принципы и нормы).
Именно их включают в инвариантные признаки гуманистической парадигмы образования В.
Л.
Бенин, В.
С.
Вершловский, Л.
А.
Волович, Е.
Б.
Попов и др.
Для культуры педагогической деятельности является недопустимым рассмотрение явления гуманизации через какой-то отдельный ас117

[Back]