Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 200]

200 универсальные моральные принципы и нормы).
Именно их включают в инвариантные признаки гуманистической парадигмы образования В.
Л.
Бенин, В.
С.
Вершловский, Л.
А.

Воловин, Е.
Б.
Попов и др.
[30, 63, 68, 2235, 31, 66, 70, 241].
Для: культуры профессиональной деятельности является недопустимым рассмотрение явления гуманизации через какой-то отдельный аспект.
Примерами такого подхода служат утверждения, что гуманизация образования связана, прежде всего: с улучшением эмоционального климата в учебном заведении; с демократизацией
жизни учебного заведения; с гуманитаризацией образования, с усвоением общекультурных, духовных ценностей; с преобразованием сферы взаимодействия преподавателя со студентами; с совершенствованием личностных и профессиональных качеств преподавателя; с ориентацией на деятельностный и личпостно ориентированный подходы.
Каждое из вышеуказанных заявлений является истинным, но лишь настолько, насколько истинны все остальные.
В центре гуманизации организуемого нами процесса стоит задача формирования нового педагогического мышления, основанного на принятии идей: бытие человека необходимо рассматривать через взаимодействие человека с Природой; преобразующая активность человека должна нести нравственный потенциал; гуманизация человеческого сознания: приобщение к общечеловеческим ценностям; утверждение ценностей гуманистической культуры и принципов нового, глобального гуманизма; достижение открытости индивидуального личностного развития и целостности личности; формирование
[стр. 117]

В ходе данного исследования были проанализированы различные направления гуманизации образования, освещавшиеся в работах ученых различных отраслей знания: философов и социологов (В.
С.
Библер, Л.
П.
Буева, Н.
С.
Розов и др.), психологов (К.
А.
АбульхановаСлавская, Ш.
А.
Амонашвили, А.
А.
Бодалев, А.
В.
Запорожец, В.
В.
Давыдов, А.
А.
Леонтьев и др.), педагогов (В.
Г.
Вершловский, Б.
С.
Гершунский, Л.
В.
Занков, В.
А.
Караковский, Е.
Б.
Попов и др.).
Из общей системы педагогических знаний на основе методологических положений идей неогуманизма нами были выделены следующие установки, принципиальные для культуры педагогической деятельности: целостное развитие задатков и способностей индивида (проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сфер студента в их единстве); личностная ориентация: 1) педагог прежде всего в себе и каждом своем воспитаннике видит уникальную личность, независимо от какихлибо особенностей; 2) он последовательно формирует в себе личность, осознает, как это делает, и добивается того, чтобы каждый его воспитанник в самом себе видел личность, считая себя таковой; 3) стремится к тому, чтобы каждый воспитанник видел личность в каждом из окружающих его людей; деятельностный подход (учение через опыт); -культурология образования (усвоение нравственной основы общечеловеческих ценностей и национальной культуры, опора на универсальные моральные принципы и нормы).
Именно их включают в инвариантные признаки гуманистической парадигмы образования В.
Л.
Бенин, В.
С.
Вершловский, Л.
А.

Волович, Е.
Б.
Попов и др.
Для культуры педагогической деятельности является недопустимым рассмотрение явления гуманизации через какой-то отдельный ас117

[стр.,118]

пект.
Примерами такого подхода служат утверждения, что гуманизация образования связана прежде всего: с улучшением эмоционального климата в учебном заведении; с демократизацией
школьной жизни; с гуманитаризацией образования, с усвоением общекультурных, духовных ценностей; с преобразованием сферы взаимодействия учителя с учащимися; с совершенствованием личностных и профессиональных качеств учителя; с ориентацией на деятельностный и личностно ориентированный подходы.
Каждое из вышеуказанных заявлений является истинным, но лишь настолько, насколько истинны все остальные.
В центре гуманизации организуемого нами процесса стоит задача формирования нового педагогического мышления, основанного на принятии идей: бытие человека необходимо рассматривать через взаимодействие человека с Природой; преобразующая активность человека должна нести нравственный потенциал; гуманизация человеческого сознания: приобщение к общечеловеческим ценностям; утверждение ценностей гуманистической культуры и принципов нового, глобального гуманизма; достижение открытости индивидуального личностного развития и целостности личности; формирование
коммуникабельности, тяготение к духовности; гуманитаризация человеческого мышления: насыщение его гуманитарными знаниями, выделение и акцентирование гуманитарной компоненты в естественнонаучных, математических дисциплинах, психологизация исторического познания; плюрализация исследовательского сознания на основе признания 118

[стр.,264]

При соотнесении норм культуры с собственными ценностными представлениями студентов происходит усвоение ведущих идей и положений, раскрывающих своеобразный энергетический потенциал ценностей культуры, являющихся векторными для культуры педагогической деятельности: идея гуманизма, утверждение ценностей гуманистической культуры и принципов нового глобального гуманизма; -достижение индивидуального личностного развития и целостности личности, тяготение к духовности; идея культуры творчества, которая ориентирует личность на созидательное бытие, понимаемое как самоопределение, самореализацию; плюрализация исследовательского сознания на основе признания разнообразия способов постижения истины (рациональных, иррациональных и внерациональных), дополнительность различных, вплоть до взаимоисключающих, теоретических объяснений и методологических средств исследования.
Эти идеи позволяют создать коммуникативно-смысловое поле с учетом особенностей студенческого возраста и содержания обучения в различных учебных программах.
Процесс формирования культуры педагогической деятельности приобретает личностный смысл.
5.
Регионально-муниципальный компонент в содержании образования реализует, во-первых, принцип культурной самоидентификации: освоение национальной культуры, духовности родного народа в учебно-воспитательном процессе; обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры; сохранение, воспроизводство и приумножение национальнокультурного достояния региона, города.
264

[Back]