201 коммуникабельности, тяготение к духовности; гуманитаризация человеческого мышления: насыщение его гуманитарными знаниями, выделение и акцентирование гуманитарной компоненты в естественнонаучных, математических дисциплинах, психологизация исторического познания; плюрализация исследовательского сознания на основе признания разнообразия способов постижения истины (рациональных, иррациональных и внерациональных), дополнительность различных, вплоть до взаимоисключающих, теоретических объяснений и методологических средств исследования; принцип перманентного творчества, связанный с развитием такой ценностной установки сознания, которая ориентирует человека не на обладание, потребление и послушание, а на созидательное бытие, понимаемое как самоопределение, самоутверждение, самореализация; идея толерантности (терпимости) в отношении идейно-политических, мировоззренческих, религиозных, духовно-культурных различий людей, стремление удержать в рамках культуры и цивилизации естественную противоречивость человеческих интересов, разрешать социальные конфликты на основе компромисса (консенсуса); идея этнокультурной самоидентификации личности, преодоление социокультурного маргинализма, создание предпосылок для общечеловеческой солидарности и взаимопонимания. Кроме перечисленных, актуальна идея социализации субъекта [134, с.61]. С учетом нашего понимания культуры, изложенное в 1.1, мы полагаем, что социализация субъекта — этот не процесс уподобления его людям, растворения его в толпе, как в случае социальной адаптации, представляет собой процесс интериоризации или освоения субъектом всего социального, приобщения его к социальному, т.е. всему, что выработано и создано деятельным человечеством во всем процессе его исторического развития. |
пект. Примерами такого подхода служат утверждения, что гуманизация образования связана прежде всего: с улучшением эмоционального климата в учебном заведении; с демократизацией школьной жизни; с гуманитаризацией образования, с усвоением общекультурных, духовных ценностей; с преобразованием сферы взаимодействия учителя с учащимися; с совершенствованием личностных и профессиональных качеств учителя; с ориентацией на деятельностный и личностно ориентированный подходы. Каждое из вышеуказанных заявлений является истинным, но лишь настолько, насколько истинны все остальные. В центре гуманизации организуемого нами процесса стоит задача формирования нового педагогического мышления, основанного на принятии идей: бытие человека необходимо рассматривать через взаимодействие человека с Природой; преобразующая активность человека должна нести нравственный потенциал; гуманизация человеческого сознания: приобщение к общечеловеческим ценностям; утверждение ценностей гуманистической культуры и принципов нового, глобального гуманизма; достижение открытости индивидуального личностного развития и целостности личности; формирование коммуникабельности, тяготение к духовности; гуманитаризация человеческого мышления: насыщение его гуманитарными знаниями, выделение и акцентирование гуманитарной компоненты в естественнонаучных, математических дисциплинах, психологизация исторического познания; плюрализация исследовательского сознания на основе признания 118 разнообразия способов постижения истины (рациональных, иррациональных и внерациональных), дополнительность различных, вплоть до взаимоисключающих, теоретических объяснений и методологических средств исследования; принцип перманентного творчества, связанный с развитием такой ценностной установки сознания, которая ориентирует человека не на обладание, потребление и послушание, а на созидательное бытие, понимаемое как самоопределение, самоутверждение, самореализация; идея толерантности (терпимости) в отношении идейнополитических, мировоззренческих, религиозных, духовно-культурных различий людей, стремление удержать в рамках культуры и цивилизации естественную противоречивость человеческих интересов, разрешать социальные конфликты на основе компромисса (консенсуса); идея этнокультурной самоидентификации личности, преодоление социокультурного маргинализма, создание предпосылок для общечеловеческой солидарности и взаимопонимания. Кроме перечисленных, актуальна идея социализации субъекта (132, с. 61). С учетом наших взглядов на культуру, изложенных в 1.1, мы полагаем, что социализация субъекта — этот не процесс уподобления его людям, растворения его в толпе, как в случае социальной адаптации. Социализация являет собой процесс иитериоризации или освоения субъектом всего социального, приобщения его к социальному, т.е. всему, что выработано и создано деятельным человечеством во всем процессе его исторического развития. При этом он может в конкретный момент места и времени даже совершенно не совпасть с характеристиками окружающего «общества» (т.е. некоторой группы), но ввиду как раз большей социализованности, чем окружение. Тогда надо говорить о том, что он в данный момент оказался социально неадаптированным именно к этому окружению, к 119 При соотнесении норм культуры с собственными ценностными представлениями студентов происходит усвоение ведущих идей и положений, раскрывающих своеобразный энергетический потенциал ценностей культуры, являющихся векторными для культуры педагогической деятельности: идея гуманизма, утверждение ценностей гуманистической культуры и принципов нового глобального гуманизма; -достижение индивидуального личностного развития и целостности личности, тяготение к духовности; идея культуры творчества, которая ориентирует личность на созидательное бытие, понимаемое как самоопределение, самореализацию; плюрализация исследовательского сознания на основе признания разнообразия способов постижения истины (рациональных, иррациональных и внерациональных), дополнительность различных, вплоть до взаимоисключающих, теоретических объяснений и методологических средств исследования. Эти идеи позволяют создать коммуникативно-смысловое поле с учетом особенностей студенческого возраста и содержания обучения в различных учебных программах. Процесс формирования культуры педагогической деятельности приобретает личностный смысл. 5. Регионально-муниципальный компонент в содержании образования реализует, во-первых, принцип культурной самоидентификации: освоение национальной культуры, духовности родного народа в учебно-воспитательном процессе; обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры; сохранение, воспроизводство и приумножение национальнокультурного достояния региона, города. 264 |