Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 204]

204 Можно заключить: если истинный гуманизм — вера в разнообразные духовные потенции человека как целостности, в возможность их выявить, раскрыть, то один из инновационных путей к этому на личностном уровне, для каждой индивидуальности — рефлексия (подробнее см.
2.4).
Методологическая основа профессиональной рефлексии — идея единства в ней общечеловеческого и профессионального, вербального и реального.
Логика понятий здесь следующая: если рефлексия — цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое, то профессиональная рефлексия — та же внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия, в том числе — с существующими о ней представлениями.
«Они подвижны, развиваются, имеют особенности в каждой из последовательных ипостасей рефлексии — пред(до)профессиональной, профессиональной и постпрофессиональной»
[79].
Педагогическая профессиональная рефлексия — то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но содержательно связанная с особенностями педагогической работы, прежде всего с собственным педагогическим опытом.

V Этим процессом можно и нужно управлять, т.е.
сознательно влиять на него, причем тоже профессионально, учитывая этапы педагогического образования.
Выбор в связи с этим становится психологическим механизмом сохранения и развития индивидуальности.
Выбор по внутреннему побуждению исходит из содержания
Я-коицепции учителя, его личных интересов и целей, а также из целей группы при условии, что эти цели совпадают.
Культура
профессиональной деятельности значительно расширяет зону неопределенности деятельности преподавателя.
Отсутствие готовых решений, ситуация поиска стимулируют выбор на уровне целеполагания, мотивации, а также между мотивами и целью, средствами и целью, между различными способами и приемами реализации цели.
Эта
ситуация выбора предельно
[стр. 121]

ческого, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы (278, с.
10).
Исследованиями подтверждается, что гуманитарная среда в вузах еще не создана.
Этому есть следующие причины: преподаватели осознают актуальность гуманитаризации, но не владеют целеполаганием; гуманитарные дисциплины изучаются, но не всегда четко сформулированы гуманитарные цели; применяются новые технологии, но не формируется целеполагание (68).
Однако практически все исследования последних лет говорят о необходимости создания гуманитарной среды вуза — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, психологического характера, обеспечивающих обретение гуманитарной культуры (93, 94, 96, 97).
Это включает гуманитарную направленность преподавания, содержания, методов деятельности, способствующих усвоению концепции целеполагания и формированию механизмов ее активной реализации.
Следуя этим положениям, мы будем считать создание гуманитарной среды в вузе одним из условий гуманизации образования.
С развитием тенденций гуманизации все больше внимания привлекают педагогические аспекты рефлексии.
В филогенезе ими выступают несомненные обстоятельства, что практически все концепции мира и человека — от идей Аристотеля и Платона до теорий и практики А.
Швейцера, Р.
Штайнера, от «Поучения детям» Владимира Мономаха до педагогической антропологии К.
Д.
Ушинского и школы Л.
Н.
Толстого — все они, при многообразии деталей, построены на гомоцентрических основах, на обращении к духу, к душе, к совести.
Можно заключить: если истинный гуманизм — вера в разнообразные духовные потенции человека как целостности, в возможность их выявить, раскрыть, то один из инновационных путей к этому на
лично121

[стр.,122]

стном уровне, для каждой индивидуальности — рефлексия (подробнее см.
2.4).
Методологическая основа профессиональной рефлексии — идея единства в ней общечеловеческого и профессионального, вербального и реального.
Логика понятий здесь следующая: если рефлексия — цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое, то профессиональная рефлексия — та же внутренняя работа: соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия, в том числе — с существующими о ней представлениями.
«Они подвижны, развиваются, имеют особенности в каждой из последовательных ипостасей рефлексии — пред(до)профессиональной, профессиональной и постпрофессиональной»
(76, с.
9).
Педагогическая профессиональная рефлексия — то же, что и всякая профессиональная рефлексия, но содержательно связанная с особенностями педагогической работы, прежде всего с собственным педагогическим опытом.

Этим процессом можно и нужно управлять, т.е.
сознательно влиять на него, причем тоже профессионально, учитывая этапы педагогического образования.
Выбор в связи с этим становится психологическим механизмом сохранения и развития индивидуальности.
Выбор по внутреннему побуждению исходит из содержания
Я-концепции учителя, его личных интересов и целей, а также из целей группы при условии, что эти цели совпадают.
Культура
педагогической деятельности значительно расширяет зону неопределенности деятельности учителя.
Отсутствие готовых решений, ситуация поиска стимулируют выбор на уровне целеполагания, мотивации, а также между мотивами и целью, средствами и целью, между различными способами и приемами реализации цели.
Эта
ситуа122

[Back]