207 общества. Естественнее всего этот складывающийся род деятельности отнести к педагогике, ибо именно ее он обслуживает, сделать его частью культуры профессиональной деятельности. Соответственно этому в педагогике должна появиться особая специальность педагога-проектировщика, занятого разработкой проекта человека будущего общества. К этому надо добавить, что само проектирование и связанное с этим определение целей образования уже не могут оставаться произвольными и фантастическими, они должны получить свои научные основания. Но чтобы быть обоснованной, эта работа по проектированию должна исходить из научных знаний о человеке, из определенных его моделей, а это значит, что сама эта сфера инженерной педагогической работы должна быть тесно связана со специальными научными исследованиями человека. Эта связь может носить двоякий характер. В одних случаях она будет заключаться в использовании знаний из разных научных дисциплин, так или иначе затрагивающих человека [334, с.91-94]. Ио нередко несистематизированные и фрагментарные знания из разных наук уже не могут обеспечить обоснованность педагогического проектирования. В этих случаях приходится создавать специальную научную дисциплину, ориентированную на обслуживание практических задач педагогического проектирования, с одной стороны, а с другой — объединяющую все научные знания о человеке. Во втором случае речь идет как раз о создании, наряду со сферой педагогического проектирования человека, специального раздела педагогической науки, содержащего теоретическое описание человека с педагогической точки зрения. Первая линия работы гораздо проще второй. Поэтому, осуществляя свою практическую и инженерную работу, педагоги всегда обращались прежде всего к философии, к социологии с ее многочисленными подразделениями: антропологическими, этнографическими, культуроведческими, к психологии и логике — одним словом, ко всем наукам, в том или ином аспекте |
Поэтому проектирование человека, по мнению П. Г. Щедровицкого, должно становиться все более профессиональным делом и должно все более отделяться от собственно политического формулирования целей развития общества. Естественнее всего этот складывающийся род деятельности отнести к педагогике, ибо именно ее он обслуживает, сделать его частью культуры педагогической деятельности. Соответственно этому в педагогике должна появиться особая специальность педагога-проектировщика, занятого разработкой проекта человека будущего общества. К этому надо добавить, что само проектирование и связанное с этим определение целей образования уже не могут оставаться произвольными и фантастическими, они должны получить свои научные основания. Но чтобы быть обоснованной, эта работа по проектированию должна исходить из научных знаний о человеке, из определенных его моделей, а это значит, что сама эта сфера инженерной педагогической работы должна быть тесно связана со специальными научными исследованиями человека. Эта связь может носить двоякий характер. В одних случаях она будет заключаться в использовании знаний из разных научных дисциплин, так или иначе затрагивающих человека (240, с. 91—94). Но нередко несистематизированные и фрагментарные знания из разных наук уже не могут обеспечить обоснованность педагогического проектирования. В этих случаях приходится создавать специальную научную дисциплину, ориентированную на обслуживание практических задач педагогического проектирования, с одной стороны, а с другой — объединяющую все научные знания о человеке. Во втором случае речь идет как раз о создании, наряду со сферой педагогического проектирования человека, специального раздела педагогической науки, содержащего теоретическое описание человека с педагогической точки зрения. 125 Первая линия работы гораздо проще второй. Поэтому, осуществляя свою практическую и инженерную работу, педагоги всегда обращались прежде всего к философии, к социологии с ее многочисленными подразделениями: антропологическими, этнографическими, культуроведческими, к психологии и логике — одним словом, ко всем наукам, в том или ином аспекте рассматривающим человека, в надежде почерпнуть там необходимые им знания. Но первое, что обнаруживалось при таком обращении, это то, что все упомянутые науки пока еще очень мало продвинулись в изучении человека и, во всяком случае, до сих пор не выработали тех знаний, которые необходимы для педагогической работы. В каком-то смысле это естественно и легко может быть понято. Ведь «человек» — самое сложное явление во вселенной. Его сущность, как и формы его существования, не похожи на сущность и формы существования всех других известных нам объектов и требуют для своего изучения и описания совершенно новых средств и методов. До сих пор эти средства и методы практически не разработаны, и поэтому сейчас мы имеем лишь самые общие подходы к выяснению и описанию того, что такое человек. В гуманистической парадигме педагог не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов деятельности. Как при этом соблюсти необходимую меру, достичь согласованности между социально-этической необходимостью и свободой развития, без чего не может быть подлинно личностного начала в человеке, избежать тоталитарных «моделей личности» или «свободного воспитания»? Мы исходим из того, что собственно личностные функции обучаемого «включаются в образовательном процессе в том случае, когда 126 |