211 специалиста Анализ исследований в области психологии и педагогики в (О. А. Абдуллина, , В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьлтна, Ю. Н. Кулюткин, В. С. Леднев, А. К Маркова, Л. М. Митина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Н. М Таланчук, А. И. Щербаков и др.) позволяют нам данном параграфе обрисовать основные контуры культуры профессиональной деятельности исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности и прийти к заключению о необходимости интеграции их показателей. Сегодня понятие «культура профессиональной деятельности» в основном отождествляется с понятием «педагогическая культура» [4, с. 165]. Это объясняется схожестью некоторых их составляющих. Например, возьмем одно из них: «Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [31]. Действительно, и культура профессиональной деятельности, и педагогическая культура выступают характеристикой педагогического процесса, имеющего результат, закрепленный в знаниях, умениях, навыках, но качество их, а главное — способ протекания не находят отражения в определении. Н. Е. Воробьев, В. К. Суханцева педагогическую культуру определяют к «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие 3.2 С ущ ность к ультуры проф ессиональной д еятельн ости будущ его |
вернутой концепции понимания, ЧТО есть культура педагогической деятельности и КАК ее формировать, взращивать. Это понятие ново. Его категориальная разработка началась лишь в наши дни. Мы имеем несколько определений понятия педагогической культуры, которые сводятся к пониманию ее как интегративной характеристики педагогического процесса, включающей единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому. Мы согласны с введением в понятие определения «интегративный», но отнесение его только к организации процесса едва ли меняет ситуацию. Н. Е. Воробьев, В. К. Суханцева, Т. В. Иванова выделяют культуру педагогической деятельности как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель... имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта» (75, с. 68). И это определение специфическим образом не раскрывает природу культуры педагогической деятельности. Так можно определить и культуру врача, и геолога, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще. Как мы показали выше, культура — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных. Сведение культуры 81 остренная позиция долженствования: «человек должен, личность должна, должны руководствоваться принципом справедливости, должны развивать свой творческий потенциал и т.п.». Но если все это должно делать, то почему человек этого не делает? Неосмысленное в его причинно-следственных связях наличие реального несоответствия между должным и сущим, между утверждениями воспитателей и отсутствием должного в душах и поведении воспитуемых способствует «проскальзыванию» мысли мимо уже назревшей проблемы, оставляет последнюю незавершенной, загоняет болезнь вглубь. Пустота абстрактно-ценностного, бездеятельного пространства современного теоретизирования требует дополнения оргдеятельностными системами и конструктами, выстраивания его внутренней деятельностной архитектоники. Здесь нужна специальная работа. 2.3 Сущность культуры педагогической деятельности Исследования в области психологии и педагогики (О. А. Абдуллина, В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. С. Леднев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Н. М. Таланчук, А. И. Щербаков и др.) позволили нам обрисовать основные контуры культуры педагогической деятельности исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности и прийти к заключению о необходимости интеграции их показателей. Сегодня понятие «культура педагогической деятельности» в основном отождествляется с понятием «педагогическая культура» (3, с. 165). Эго объясняется схожестью некоторых их составляющих. Например, возьмем одно из них: «педагогическая культура представляет со129 бой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» (33). Действительно, и культура педагогической деятельности, и педагогическая культура выступают характеристикой педагогического процесса, имеющего результат, закрепленный в знаниях, умениях, навыках, но качество их, а главное — способ протекания не находят отражения в определении. Н. Е. Воробьев, В. К. Суханцева педагогическую культуру определяют как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей, мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурноисторического опыта» (75, с. 62). Это определение не раскрывает специфическую природу педагогической деятельности. Так можно определить и культуру врача, и любого другого профессионала. А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д. Культура, как мы показали, — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных. Сведение культуры педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик, поскольку малейшее соприкосновение педагогического 130 |