Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 212]

212 культуротворческих способностей, мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта.
Преподаватель, обладающий высокой профессиональной культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта» [73, с.62].
Это определение не раскрывает специфическую природу
профессиональной деятельности.
Так можно определить и культуру врача, и
любого другого профессионала.
А, следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще
и т.д.
Культура, как мы показали, — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных.
Сведение культуры
профессиональной деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик, поскольку малейшее соприкосновение педагогического должного с социальным сущим разбивает намерения педагогов окультурить всю среду своими силами.
Культуру
профессиональной деятельности мы связываем с формированием целостной личности будущего специалиста, его нравственно-гуманистической направленности, способности к самореализации в деятельности, приближенной к нормам культуры.
В реальном процессе предстоит решить и ряд специфических задач: формирование ответственного отношения к профессиональной, экологической, правовой и другой общественно ценной деятельности на благо региона, конкретного города, села; формирование установки на позитивное отношение к межкультурному сотрудничеству в регионе, участие в деятельности, подчиненной мирному сосуществованию без конфликтов, упреждение возникновения последних и др.
Для исследования структуры интересующего нас
феиохмена в психологопедагогической литературе существуют разные подходы.
Например,
[стр. 81]

вернутой концепции понимания, ЧТО есть культура педагогической деятельности и КАК ее формировать, взращивать.
Это понятие ново.
Его категориальная разработка началась лишь в наши дни.
Мы имеем несколько определений понятия педагогической культуры, которые сводятся к пониманию ее как интегративной характеристики педагогического процесса, включающей единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.
Мы согласны с введением в понятие определения «интегративный», но отнесение его только к организации процесса едва ли меняет ситуацию.
Н.
Е.
Воробьев, В.
К.
Суханцева, Т.
В.
Иванова выделяют культуру педагогической деятельности как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии.
Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей.
Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта.
Учитель...
имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурно-исторического опыта»
(75, с.
68).
И это определение специфическим образом не раскрывает природу культуры педагогической деятельности.
Так можно определить и культуру врача, и
геолога, и любого другого профессионала.
А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще.

Как мы показали выше, культура — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных.
Сведение культуры
81

[стр.,130]

бой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» (33).
Действительно, и культура педагогической деятельности, и педагогическая культура выступают характеристикой педагогического процесса, имеющего результат, закрепленный в знаниях, умениях, навыках, но качество их, а главное — способ протекания не находят отражения в определении.
Н.
Е.
Воробьев, В.
К.
Суханцева педагогическую культуру определяют как «интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей, мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта.
Учитель, обладающий высокой педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом и является средоточием всемирного культурноисторического опыта» (75, с.
62).
Это определение не раскрывает специфическую природу
педагогической деятельности.
Так можно определить и культуру врача, и любого другого профессионала.
А следовательно, авторы и не могут в дальнейшем избежать общих абстрактных рассуждений о культуре вообще, о личности вообще и т.д.
Культура, как мы показали, — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных.
Сведение культуры
педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик, поскольку малейшее соприкосновение педагогического 130

[стр.,131]

должного с социальным сущим разбивает намерения педагогов окультурить всю среду своими силами.
Культуру
педагогической деятельности мы связываем с формированием целостной личности учителя, его нравственно-гуманистической направленности, способности к самореализации в деятельности, приближенной к нормам культуры.
В реальном процессе предстоит решить и ряд специфических задач: формирование ответственного отношения к профессиональной, экологической, правовой и другой общественно ценной деятельности на благо региона, конкретного города, села; формирование установки на позитивное отношение к межкультурному сотрудничеству в регионе, участие в деятельности, подчиненной мирному сосуществованию без конфликтов, упреждение возникновения последних и др.
Для исследования структуры интересующего нас
феномена в психолого-педагогической литературе существуют разные подходы.
Например,
«блоковый» метод (163, 279, 297), выделяющий в том или ином виде три блока: когнитивный, поведенческий и результативнооценочный.
Когнитивный блок включает педагогические знания, взгляды и идеи.
Поскольку их объем, глубина и характер претерпевают со временем изменения, то требуется постоянно приводить их в соответствие с требованием времени и уровнем развития науки.
Поведенческий блок педагогической культуры включает соответствующие нормы, ценности, умения.
По мнению А.
К.
Марковой, основание культуры профессиональной деятельности следует искать в психологии труда человека.
Содержание труда учителя содействует психическому развитию детей.
«Инструмент» учителя — психологические взаимодействия с учеником.
Стороны труда учителя: 1.
Педагогическая деятельность — технология 131

[Back]