220 1) интегративность, которая отражает воздействие всех ее компонентов на личность в целом, в совокупности всех форм культуры; 2) социальность, характеризующаяся высоким уровенем культуры профессиональной деятельности, кроме личностного характера (авторитет среди коллег, учащихся, удовлетворенность и др.), наличием общественного значения (поднимает престиж системы образования в обществе); 3) регулятивность, показывающая, что культура профессиональной деятельности способствует самопознанию, саморазвитию. Саморегуляция деятельности и личности означает высший уровень сформированности и проявления качества; 4) персонализация, или личностный ее характер. Культура профессиональной деятельности предполагает формирование'-' учителя как творческой индивидуальности, как качества конкретного человека, «взятого в единстве его природных и социальных свойств, сознания и деятельности»; 5) непрерывность — наличие культуры профессиональной деятельности «поддерживает» постоянную потребность субъекта в самообразовании, выстраивании личной траектории непрерывного образования. Свойствами культуры профессиональной деятельности, по мнению автора, выступают: интегративность, социальность, регулятивность, персонализация, непрерывность. В процессе профессионального и личностного развития будущего специалиста свойства выполняют адаптационную (приспособление к профессиональной среде), гностическую (систематизация профессиональных знаний, норм, ценностей, осознание себя субъектом этой деятельности), информативную (передача профессионального опыта) и регулятивную (система норм, правил, требований, предъявляемых к специалисту) функции. Подчеркнем в формировании культуры профессиональной деятельности принципиальную роль знаний: не того или иного знания (теоретического мышления), а знания как механизма безошибочного поступка, на практике |
регулятивный (предполагает определенную ответственность педагога за обеспечение преемственности мирового, федерального и регионально-муниципального стандартов образования, за выбор им средств и границ допустимого педагогического воздействия); креативный (не допускающий у педагога алгоритма поведения, позволяющий ориентироваться, находить верную линию поведения в неалгоритмизированной ситуации); познавательный (представляющий целостную картину мировой, отечественной и региональной культуры как основания культуры деятельности учителя). Все функции в реальном пространстве образования взаимодействуют, выступают в единстве. Укажем на свойства культуры педагогической деятельности. Свойство — это философская категория, которая выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним (321). Свойства культуры педагогической деятельности выводились из ее функций и признаков, а также на основе анализа психологопедагогической литературы и наблюдений. К ним относятся: 1) интегративность, которая отражает воздействие всех ее компонентов на личность в целом, в совокупности всех форм культуры; 2) социальность: высокий уровень культуры педагогической деятельности, кроме личностного характера (авторитет среди коллег, учащихся, удовлетворенность и др.), имеет и общественное значение (поднимает престиж системы образования в обществе); 3) регулятивность, показывающая, что культура педагогической деятельности способствует самопознанию, саморазвитию. Саморегуляция деятельности и личности означает высший уровень сформированности и проявления качества; 138 4) персонализация, или личностный ее характер. Культура педагогической деятельности предполагает формирование учителя как творческой индивидуальности, как качества конкретного человека, «взятого в единстве его природных и социальных свойств, сознания и деятельности»; 5) непрерывность — наличие культуры педагогической деятельности «поддерживает» постоянную потребность субъекта в самообразовании, выстраивании личной траектории непрерывного образования. Подчеркнем в формировании культуры педагогической деятельности принципиальную роль знаний: не того или иного знания (теоретического мышления), а знания как механизма безошибочного поступка, на практике доказывающего свое значение для жизни человека. Если понимать практическое значение познания и знания в более широком аспекте, как его реализацию во всем диапазоне общественноисторической практики повседневной жизни, то речь будет идти об онтологическом содержании знания вообще в системе человеческой деятельности. В этом случае знание мы будем рассматривать с точки зрения его применения студентом для утверждения своего бытия в мире, в том числе в культуре педагогической деятельности. С интеллектуальным развитием тесно связано развитие способности адекватного эмоционального отклика на явления действительности. Оно предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психическими состояниями. К эмоциональному примыкает и нравственное развитие. Оно включает в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социально ценные привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Оно предполагает решимость делать выбор поведения с позиций нравствен139 |