233 активизацией потребностно-мотивационной сферы будущего специалиста, влияющей на самоопределение студента как результата преобразований личностного и профессионального опыта; развитием творческого потенциала студента, характеризующегося выработкой механизмов творения собственной жизни, ее смысла. В нашем исследовании мы исходим из понимания культуры как связующего звена между личностью и обществом, так как она выражает человеческую сущность последнего. За рабочее определение культуры мы принимаем то, которое имеет прямое отношение к формированию профессиональной компетентности будущего специалиста: культура это освоенный опыт человеческой жизнедеятельности, уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженных в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ценностях. Опыт представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации (Е.И. Шияиов) [330]. В культуре актуализирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, пережидания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, передающихся от поколения к поколению, а образование это «переводчик» и транслятор культуры. Большое содержание определяют категории «ценность» и «способ организации деятельности», указывающие на историческую обусловленность культуры и акцентирующее внимание на творческих силах и способностях человека носителя культуры. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требует взаимосвязи индивидуальной культуры и культуры деятельности через профессиональную деятельность. |
ставляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации (321). Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Из приведенных примеров ясно, что носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личность. При этом легко заметить, что в обоих случаях сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень ее развития. Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором — процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности. Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (321). Большую содержательность здесь вносят категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человека-носителя культуры. Мы приходим к выводу, что культура проявляется как «мера», как оценка личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности и с природой. Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Не следует ли из этого, что поня23 |