265 принадлежащий самому человеку: самоанализ, осознанный выбор профессии и способов существования в ней; -всякая рефлексия предполагает сомнения в себе, своих возможностях, которые могут привести к разным результатам: пессимистическим, что провоцирует бездействие, неверие в успех, или оптимистическим, побуждающим к действию, преодолению себя и обстоятельств; для профессионала особенно значима позитивная ориентация; важно не «прекратить» сомнения и в целом внутренний самоанализ (там, где их вовсе нет, начинает царствовать самодовольство!), но направить их на работу над собой; -рефлексия не столько констатация наличия или отсутствия культуры профессиональной деятельности, сколько стимулирование ее развития, обогащения, усиления. Именно этому и призван служить образовательный процесс, когда знания и умения воспринимаются и вырабатываются сознательно, прицельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию. Названные положения конкретизируются несколькими системообразующими идеями: -идея профессиональной рефлексии связана с убеждением, что в основе культуры профессиональной деятельности, ее законов и технологий лежит человеческий опыт. Причем не только опыт, накопленный поколениями, но и добытый в ходе обретения социальности, духовности каждым человеком. Потенциал профессионала зарождается, развивается в процессе его (специалиста) человекообразования. Человеческое всегда шире профессионального, оно неисчерпаемо и безгранично, прежде всего в индивидуальном. Очевидно, далеко не всякое человеческое способно стать основой профессионально-педагогического. Но и последнее без первого — жизненная драма учителя и... его учеников [89, сЛ5]; -незаурядный профессионал начинается даже не с профессионального |
можностях, могущие привести к разным результатам: пессимистическим, что провоцирует бездействие, неверие в успех, или оптимистическим, побуждающим к действию, преодолению себя и обстоятельств; для профессионала особенно значима позитивная ориентация; важно не «прекратить» сомнения и в целом внутренний самоанализ (там, где их вовсе нет, начинает царствовать самодовольство!), но направить их на работу над собой; рефлексия на столько констатация наличия или отсутствия культуры педагогической деятельности, сколько стимулирование ее развития, обогащения, усиления. Именно этому и призван служить учебный процесс, когда знания и умения воспринимаются и вырабатываются сознательно, прицельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию. Названные положения конкретизируются несколькими системообразующими идеями: идея педагогической рефлексии связана с убеждением, что в основе культуры педагогической деятельности, ее законов и технологий лежит человеческий опыт. Причем не только опыт, накопленный поколениями, но и добытый в ходе обретения социальности, духовности каждым человеком. Потенциал педагога-профессионала зарождается, развивается в процессе его (педагога) человекообразования. Человеческое всегда шире профессионального, оно неисчерпаемо и безгранично прежде всего в индивидуальном. Очевидно, далеко не всякое человеческое способно стать основой профессионально-педагогического. Но и последнее без первого — жизненная драма учителя и... его учеников (96, с. 15); -незаурядный педагог начинается даже не с профессионального выбора, а с обращенности на других, склонности к анализу чьего-то и собственного поведения, способности к диалогу; 155 |