Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 282]

282 специалиста и разработанная на ее основе Программа формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве колледжа на 2007-2010 гг.
соответствует описанным выше концептуальным основам и содержанию мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и эмоционального компонентов.
Как показывает практика, именно в такой совокупности представленная Программа обеспечит новое качественное состояние профессионального образования по формированию культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, воздействующей на сущностные изменения внешней, внутренней среды, структуры и управления колледжем.
Выводы по третьей главе Под гуманизмом в исследовании мы понимаем исторически меняющееся в соответствии с развитием общества и его культуры систему воззрений, признающую ценность каждого отдельное человека и направленную на признание обществом этой ценности как реального фактора и главной цели развития данного общества.
Теоретической основой культуры профессиональной деятельности при обосновании понятий «гуманистическая парадигма образования», «гуманизация подготовки будущего специалиста» явились: 1) уникальность человека; 2) понятие свободы и ответственности человека; 3) «открытое» взаимодействие с другими людьми.
В определении гуманистической парадигмы образования мы придерживаемся общенаучной точки зрения
это совокупность инвариантных признаков различных направлений гуманистической педагогики, определяющая цели, содержание, методы и средства образования.
В центре гуманизации формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста стоит задача формирования нового
[стр. 114]

опыт двух мировых войн, заставивший по-новому осмыслить значение идей гуманизма; реальность существования таких тоталитарных режимов, как фашизм и военный коммунизм; глобализация экологических и демографических проблем; резкое увеличение темпов развития стран Западной Европы, Северной Америки, Японии, их отрыв от стран третьего мира.
Анализ трудов видных российских философов (М.
М.
Бахтин, Н.
А.
Бердяев, В.
С.
Библер, Н.
О.
Лосский, В.
В.
Розанов, В.
С.
Соловьев, Н.
Федоров), отечественных психологов (Л.
С.
Выготский, В.
В.
Давыдов и др.), зарубежных авторов (А.
Маслоу, Ж.
Пиаже, Ж.-П.
Сартр, В.
Франкл, К.
Роджерс, Э.
Фромм, Ю.
Хабермас, М.
Хайдеггер, К.
Ясперс и др.) позволил выделить их концептуальную основу, которая может быть использована как теоретическая основа культуры педагогической деятельности при обосновании понятий «гуманистическая парадигма образования», «гуманизация подготовки учителя».
Это: 1) уникальность человека; 2) понятие свободы и ответственности человека; 3) «открытое» взаимодействие с другими людьми.
Кратко представим содержание каждого из положений.
1.
Индивидуальная основа каждого отдельного человека самоценна и не может быть тождественна ни одной другой; человек наделен внутренним миром, состоящим из потребностей разного уровня, психологических и физиологических особенностей, индивидуальных способностей и задатков, которые, если будут реализованы и поддержаны, разовьются в полной мерс; подлинное развитие человека заключается в развитии его индивидуальной основы через положительную самореализацию личности.
Человек находится в бытии и осознает свое бытие; человек познает самого себя, окружающий мир и свое взаимодействие с этим миром; 114

[стр.,116]

тических расхождений, отличающую действующую в какой-либо научной сфере концепцию от предыдущего и устаревшего воззрения в данной сфере.
Примером парадигмальных смещений является теория гелиоцентризма, пришедшая на смену учения о Земле как центре мироздания, или создание Лобачевским геометрической системы, вышедшей за узкие рамки геометрии Эвклида.
Однако в педагогике понятие «парадигма» несет несколько иную смысловую нагрузку, так как не подразумевает обязательной сменяемости и однозначного противопоставления педагогических воззрений различной направленности.
В педагогике невозможно полное отрицание и одномоментное замещение одной концептуальной системы другой — здесь традиционно сильны тенденции преемственности и консерватизма.
Парадигма в педагогике — это совокупность инвариантных признаков ряда педагогических направлений, образующих единую концептуальную сферу.
Педагогическая парадигма — это всегда фрагмент, часть системы педагогических концепций, и хотя в парадигме отражены базовые отличия педагогических направлений, важно помнить, что эти направления сосуществуют, взаимовлияют и взаимообогащают друг друга.
Таким образом, в педагогике, в отличие от общенаучного значения, понятие «парадигма» не содержит абсолютизирующего условия сменяемости парадигм, а предполагает развитие и сосуществование различных парадигмальных установок в одних и тех же условиях школьного, университетского образования при определяющей роли одной из парадигм.
В определении гуманистической парадигмы образования мы придерживаемся общенаучной точки зрения:
под гуманистической парадигмой образования нами понимается совокупность инвариантных признаков различных направлений гуманистической педагогики, определяющих цели, содержание, методы и средства образования (264).
116

[Back]