34 развивается в определенном ценностном контексте. Поэтому, рассматривая особенности ценностного самоопределения будущих специалистов, следует оперировать такими существенными компонентами образовательной системы, как: анализ философских ценностей, значимых для будущей профессии; прогноз основных изменений в профессиональной сфере в связи со сменой социальных приоритетов; разработка ценностных критериев и требований к педагогическому процессу; приложение разработок аксиологической проблематики к организации образовательной сферы, ее содержанию и технологиям (Н.С. Розов) [250]. Система ценностей, которую диктуют сегодня социальные катаклизмы в сфере культуры, предполагает существенные изменения в формулировке приоритетных качеств, которые следует освоить будущим специалистам. Особая значимость этой проблемы определяется также тем, что будущие специалисты являются социально, традиционно закрепленными трансляторами ценностных приоритетов общества следующему поколению. В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация будущих специалистов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение студентов к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, погружение в которые поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, формируемых отношений и оценок. Попытка создания концепции культуры профессиональной деятельности приводит к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры. Отметим, что рождение прикладных и фундаментальных педагогических исследований во многом обязано взглядам на природу культуры К. Леви-Стро-сса, JI. А. Уайта, теориям |
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава содержит обоснование методологической позиции, ведущих идей и логики исследования. Выявлены социокультурные, этнокультурные, этнопедагогические предпосылки к формированию культуры педагогической деятельности, делается вывод о том, что формирование данного феномена носит закономерный характер. 1.1 Социальные предпосылки формирования культуры педагогической деятельности Попытка создания концепции культуры педагогической деятельности приводит к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры. Отметим, что рождение прикладных и фундаментальных педагогических исследований во многом обязано взглядам на природу культуры К. Леви-Строса, Л. А. Уайта, теориям П. А. Сорокина, Э. Б. Тейлора, О. Шпенглера, Э. Шпрангера, социологии культуры М. Вебера, игровым концепциям культуры Й. Хайзенги, а также идеям М. Блока, Ф. Броделя, Г. Гадамера, П. Рикера, Л. Февра. Философский подход исследует в понятии культуры сущность первого порядка, определяя ее как «вторую природу», область искусственных предметов и явлений: все процессы, происходящие в обществе, все социальные явления, сама социальность как нечто внеприродное оказываются феноменами культуры. Мир культуры — это «мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им самим» (170, с. 32). 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310 Теоретические и экспериментальные результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание сделать общие выводы. Существующие исследования в области теории, методологии и определенный опыт сами по себе еще не могут стать основой для целостной теоретической концепции рефлексивного профессионализма по следующим причинам: отсутствие интегративно-культурологического подхода к исследованию феномена «культура педагогической деятельности»; несоответствие данных разработок изменившимся реалиям общественной жизни, в частности, изменениям, произошедшим в самой культуре и ценностях образования, бурно развивающихся региональномуниципальных системах; Исследование показало, что в обществе существуют социокультурные, этнокультурные, этнопедагогические предпосылки, позволяющие подойти к рассмотрению личности учителя как цели педагогического образования, а не как средства в системе авторитарной педагогики. Завершение индустриальной эпохи поставило общество перед необходимостью переосмысления факторов и явлений существования социума, в том числе системы высшего образования как главного социального института, готовящего педагогические кадры. Попытка создания концепции формирования культуры педагогической деятельности в соответствии с интегративно-культурологическим подходом привела к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры, дающих основание говорить о том, что педагогическую деятельность следует рассматривать с учетом всех характеристик культуры. Культу |