Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 35]

35 II.
А.
Сорокина, Э.
Б.
Тейлора, О.
Шпенглера, Э.
Шпрангера, социологии культуры М.
Вебера, игровым концепциям культуры Й.

Хёйзенги, а также идеям М.
Блока, Ф.
Броделя, Г.

Г’адамера, 11.
Рикера, Л.
Февра.
Философский подход исследует в понятии культуры сущность первого порядка, определяя ее как «вторую природу», область искусственных предметов и явлений: все процессы, происходящие в обществе, все социальные явления, сама социальность как нечто внеприродное оказываются феноменами культуры.
Мир культуры— это «мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им самим».

На таком философско-антропологическом основании утвердилась широко признанная в середине 60-х годов дескриптивная (или суммативная, аксиологическая) концепция культуры, определявшая последнюю как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.
Слабые эвристические потенции подхода: отсутствие критериев, а потому значительная доля субъективизма в различении ценностей и неценностей — привели к созданию иных трактовок культуры в рамках философии.
Приведем лишь некоторые из множества определений культуры: это универсальный способ человеческого бытия; культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М.
С.
Каган)
[132]; способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н.
С.
Злобин, Л.
Н.
Коган, В.
М.
Межуев)
[125, 346, 207]; совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В.
П.
Тугаринов)
[296]; способ человеческой деятельности (Э.
А.
Верб, Э.
С.
Маркарян)
[63,196], характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и иитегративностыо (Л.
А.
Волович) [70]; культура — общение людей различных культур; для личности культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления» (М.
М.
Бахтин,
[стр. 19]

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава содержит обоснование методологической позиции, ведущих идей и логики исследования.
Выявлены социокультурные, этнокультурные, этнопедагогические предпосылки к формированию культуры педагогической деятельности, делается вывод о том, что формирование данного феномена носит закономерный характер.
1.1 Социальные предпосылки формирования культуры педагогической деятельности Попытка создания концепции культуры педагогической деятельности приводит к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры.
Отметим, что рождение прикладных и фундаментальных педагогических исследований во многом обязано взглядам на природу культуры К.
Леви-Строса, Л.
А.
Уайта, теориям П.
А.
Сорокина, Э.
Б.
Тейлора, О.
Шпенглера, Э.
Шпрангера, социологии культуры М.
Вебера, игровым концепциям культуры Й.

Хайзенги, а также идеям М.
Блока, Ф.
Броделя, Г.

Гадамера, П.
Рикера, Л.
Февра.
Философский подход исследует в понятии культуры сущность первого порядка, определяя ее как «вторую природу», область искусственных предметов и явлений: все процессы, происходящие в обществе, все социальные явления, сама социальность как нечто внеприродное оказываются феноменами культуры.
Мир культуры — это «мир самого человека, от начала и до конца создаваемый им самим»
(170, с.
32).
19

[стр.,20]

На таком философско-антропологическом основании утвердилась широко признанная в середине 60-х годов дескриптивная (или суммативная, аксиологическая) концепция культуры, определявшая последнюю как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.
Слабые эвристические потенции подхода: отсутствие критериев, а потому значительная доля субъективизма в различении ценностей и неценностей — привели к созданию иных трактовок культуры в рамках философии.
Приведем лишь некоторые из множества определений культуры: это универсальный способ человеческого бытия; культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М.
С.
Каган);
способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н.
С.
Злобин, Л.
Н.
Коган, В.
М.
Межуев);
совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота (В.
П.
Тугаринов);
способ человеческой деятельности (Э.
А.
Верб, Э.
С.
Маркарян,
В.
С.
Семенов), характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (Л.
А.
Волович); культура — общение людей различных культур; для личности культура выступает как «форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления» (М.
М.
Бахтин,
В.
С.
Библер).
Существо культуры — не в материальных достижениях, а в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (С.
С.
Аверинцев, Д.
С.
Лихачев, А.
Швейцер).
В культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и 20

[Back]