38 2. Культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. 3. Культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации [370]. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Из приведенных примеров ясно, что носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личность. При этом легко заметить, что в обоих случаях сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень ее развития. Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором — процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности. Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [370]. Большую содержательность здесь вносят категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человека-иосителя культуры. Мы приходим к выводу, что культура проявляется как «мера», как оценка личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности и с природой. Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Не следует ли из этого, что понятия «культура» и |
ставляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации (321). Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Из приведенных примеров ясно, что носителями культуры являются как общности людей, так и отдельная личность. При этом легко заметить, что в обоих случаях сама культура рассматривается как признак деятельности, а именно высокий уровень ее развития. Но в первом случае, когда культура оценивается глобально, на первый план выступает результативный аспект (совокупность достижений), а во втором — процессуальный (уровень, высокое развитие, умение) или способ организации деятельности. Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (321). Большую содержательность здесь вносят категории «ценность» и «способ организации», указание на историческую обусловленность культуры и акцентирование внимания на творческих силах и способностях человека-носителя культуры. Мы приходим к выводу, что культура проявляется как «мера», как оценка личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности и с природой. Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Не следует ли из этого, что поня23 |