386 ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ Теоретические и экспериментальные результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание сделать общие выводы. Существующие исследования в области теории, методологии и определенный опыт сами по себе еще не мо1у г стать основой для целостной теоретической концепции формирования культуры профессиональной деятельности будущего специалиста по следующим причинам; — отсутствие связи компетентностного подхода и исследуемого феномена «культура профессиональной деятельности»; несоответствие данных разработок изменившимся реалиям общественной жизни, в частности, изменениям, произошедшим в самой культуре и ценностях профессионального образования, бурно развивающихся регионально-муниципальных системах, производстве. Исследование показало, что в обществе существуют социокультурные, этнокультурные, эгнопедагогические предпосылки, позволяющие подойти к рассмотрению личности будущего специалиста как к цели профессионального I образования, а не как средству в системе авторитарной профессиональной педагогики. Постиндустриальная эпоха поставила общество перед необходимостью переосмысления факторов и явлений существования социума, в том числе системы среднего профессионального образования как главного социального института, готовящего профессиональные кадры среднего звена. Попытка создания концепции формирования культуры профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода привела к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры, дающих основание говорить о том, что профессиональную деятельность следует понимать с учетом всех характеристик культуры. Культура как социальная доминанта профессиональной деятельности связана с |
ции, заключающейся в трактовке рефлексивного профессионализма, по следующим причинам: отсутствие системного подхода к исследованию феномена «культура педагогической деятельности будущего учителя»; несоответствие данных разработок изменившимся реалиям общественной жизни, в частности, изменениям, произошедшим в самой культуре и ценностях образования, становлении регионально-муниципальных систем. Рассмотрение цепочки понятий «культура» — «деятельность» — «педагогическая деятельность» — «педагогическая культура» — «культура педагогической деятельности» позволило нам определиться в понимании культуры педагогической деятельности будущего учителя как ведущего компонента педагогической культуры, Культура педагогической деятельности в своей сущности трансформируется в интегративное личностное качество, поскольку быть личностью — значит быть субъектом деятельности. Эта позиция позволяет в теоретическом и концептуальном пространстве рефлексивного профессионализма понять учителя как «целое», как цель, а не как средство решения очередных проблем, как результат культуры педагогической деятельности. Традиционная система подготовки педагогических кадров привела к дефициту учителя-личности, к утрате культурных смыслов и ценностей образования, к воспроизведению сознания, лишенного культурноисторической памяти. Требует разрешения противоречие, заключающееся в неразработанности теоретико-методологических основ перехода от образования как суммы информации к образованию как особой культурной деятельности в условиях демократизации и децентрализации системы. 91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310 Теоретические и экспериментальные результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание сделать общие выводы. Существующие исследования в области теории, методологии и определенный опыт сами по себе еще не могут стать основой для целостной теоретической концепции рефлексивного профессионализма по следующим причинам: отсутствие интегративно-культурологического подхода к исследованию феномена «культура педагогической деятельности»; несоответствие данных разработок изменившимся реалиям общественной жизни, в частности, изменениям, произошедшим в самой культуре и ценностях образования, бурно развивающихся региональномуниципальных системах; Исследование показало, что в обществе существуют социокультурные, этнокультурные, этнопедагогические предпосылки, позволяющие подойти к рассмотрению личности учителя как цели педагогического образования, а не как средства в системе авторитарной педагогики. Завершение индустриальной эпохи поставило общество перед необходимостью переосмысления факторов и явлений существования социума, в том числе системы высшего образования как главного социального института, готовящего педагогические кадры. Попытка создания концепции формирования культуры педагогической деятельности в соответствии с интегративно-культурологическим подходом привела к необходимости определения базового понятия «культура» и краткому обзору современных теорий культуры, дающих основание говорить о том, что педагогическую деятельность следует рассматривать с учетом всех характеристик культуры. Культу |