387 пониманием субъекта педагогической деятельности. Высокий гуманистический смысл данной концепции заключается в том, что в центре всего находится личность будущего специалиста и поэтому к решению любых проблем и осуществлению любых действий необходимо подходить с позиции духовной личности, самоактуализирующей себя в культуре. В этом случае система среднего профессионального образования перестраивается на личиостно ориентированную методологию гуманистического типа, способная создать условия для саморазвития, самореализации, самосовершенствования студента в культурно-образовательном пространстве. Культура профессионатьной деятельности может быть определена как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в себе мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты, а также способ се сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения студентами знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации саморазвития, самообразования, самосовершенствования. Современное представление о целях профессионального образования личности будущего специалиста, его культуре позволили по-новому взглянуть на культуру профессиональной деятельности как социально и личиостно значимую ценность и обозначить субъективную позицию студента в процессе ее формирования, зафиксировать равноправное взаимодействие студента и преподавателя Раскрыта принципиальная разница реальной практики ссуза и перспективного ее развития: профессиональная подготовка студентов до сих пор во многом строится на основе предметно-знаниевой модели. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты ведет к конкретизации целей и средств формирования культуры профессиональной деятельности, |
только к духовным процессам заводит образование в тупик и заставляет говорить только о должном, поскольку даже малейшего соприкосновения педагогического должного с социальным сущим достаточно, чтобы разбить намерения педагогов окультурить среду своими силами в пределах учебного заведения. В статье Н. Е. Воробьева еще усматриваются остаточные представления о месте и роли школы, которые господствовали в нашей педагогике и идеологии в период расцвета и заката перестройки. Более чем спорен тезис о том, что высшая школа должна быть средством развития универсальной культуры. Это логично при установке на понимание культуры только как духовной. Наоборот, таким местом должна быть средняя школа, а высшая школа везде в мире воспроизводит профессионалов для рынка. Не сформулированы критерии, параметры потребной для нынешнего общества личности, специалиста, в том числе и педагога. Повышения культуры педагогической деятельности можно добиться, по нашему мнению, через превращение учебного процесса в научно-педагогический. Для этого преподавателям высшей школы, учителям надо быть исследователями, а не ретрансляторами устаревших знаний, а самое главное — не быть бескультурными образцами отношения к фундаментальным проблемам бытия человека. В соответствии с этим культура педагогической деятельности может быть определена как интегративное качество личности, синкретически соединяющее в себе интеллектуально-гностический, деятельностный и эмоциональный компоненты, а также такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения студентами знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога. 82 144 Окончание таблицы 6 1 2 3 Творческий характер проявления ум ений, осознанный Репродуктивны й характер ум ений, осознанны й Усвоены отдельны е операции, действия не осознаны Эмоции •нравственно-эстетическое отнош ение к деятельности учеников, ко лле г, собственной; чувство удовлетворенности о т проявления к ул ь тур ы творчества в отнош ениях, учебной деятельности; позиции граж данской ответственности за свой регион Э м оциональны е реакции устойчивы е, поло ж и те льные С итуати вн ы е, п о ло ж и тельны е реакции Устой чив ы е о тр и ц а те льные реакции Итак, культура педагогической деятельности носит по своей сущности интегративный характер, т.е. выполняет консолидирующую функцию культуры личности и культуры деятельности. В этом случае функции мировоззрения и культуры педагогической деятельности совпадают. Исходя из изложенного, мы считаем, что предметом культуры педагогической деятельности являются личность, нравственно-гуманистическая направленность, культурные ценности, знания, умения, эмоции как ядро этой направленности. Культура педагогической деятельности может быть определена как такой способ сознательной организации педагогической деятельности, в котором обеспечивается полнота овладения студентами (учащимися) знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития, а также полнота развития личности самого педагога. Повторим, что в культурной деятельности педагога студент (в будущем ученик) приобретает, наряду со знаниями и умениями, рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, ра как социальная доминанта педагогической деятельности связана с пониманием субъекта педагогической деятельности. Высокий гуманистический смысл данной концепции заключается в том, что в центре всего находится человек и поэтому к решению любых проблем и осуществлению любых действий необходимо подходить с позиций духовной личности, самоактуализирующей себя в культуре. В этом случае система высшего образования перестраивается на личностно ориентированную методологию гуманистического типа, способную создать условия для самодетерминации человека в культурно-образовательном пространстве. Культура педагогической деятельности может быть определена как интегративное качество личности, характеризующееся рефлексивным профессионализмом, синкретически соединяющее в себе мотивационный, интеллектуально-гностический, деятельностный и эмоциональный компоненты, а также такой способ ее сознательной организации, в котором обеспечивается полнота овладения будущими учителями знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самообразования и саморазвития. Современные представления о целях образования, личности педагога, его культуре позволили по-новому взглянуть на культуру педагогической деятельности как социально и личностно значимую ценность и обозначить субъектную позицию студента в процессе ее формирования, зафиксировать равноправное взаимодействие студента и преподавателя. Раскрыта принципиальная разница реальной практики вуза и перспективного ее развития: обучение студентов педагогической деятельности в вузе до сих пор во многом сводится к навязыванию нормативов действий с учеником. Формирование культуры педагогической деятельности на мотивационно-целевом, познавательном, эмоционально-оценочном и деятель |