Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 39]

39 «деятельность» в педагогическом значении можно употреблять как синонимы, ибо деятельность сама по себе уже культура? И культура, и деятельность — это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек.
В педагогическом плане важен другой аспект деятельностной концепции культуры, а именно — соотношение социального и культурного в деятельности.
Идея о том, что сущность культуры сосредоточена, прежде всего, в способе и средствах человеческой деятельности, а не в субъекте, целях и создаваемых ценностях, составляет ядро концепции
Э.С.
Маркаряна.
«Фундаментальное свойство культуры — бы ть средством деятельности людей — концентрированно выражает саму суть культуры и интегрирует все остальные характеристики, а выделение указанного свойства позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле — как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития»
[196, с.86].
Но из этого концептуального тезиса следует, что любая по своим целям и последствиям человеческая деятельность, в частности педагогическая, является одинаково культурной, будет ли она созидательной или разрушительной, благодетельной или преступной, нравственной или безнравственной.
Если средства объявляются безразличными к субъекту и его целям, то в принципе не может существовать деятельностей «культурных» и «некультурных», ибо вообще теряет смысл вопрос о «культурном» или «некультурном» употреблении средств.
Но общеизвестно, насколько разнообразными бывают пути и средства для достижения целей одной и той же деятельности.

Мы, разделяя точки зрения Н.
С.
Злобина и В.
М.
Межуева, считаем, что «субъективная деятельность человека становится демиургом культуры лишь по мере того, как она оказывается воплощением объективной логики исторического развития в целом, носителем общеисторической потребности, а
[стр. 24]

тия «культура» и «деятельность» в педагогическом значении можно употреблять как синонимы, ибо деятельность сама по себе уже культура? И культура, и деятельность — это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек.
В педагогическом плане важен другой аспект деятельностной концепции культуры, а именно — соотношение социального и культурного в деятельности.
Идея о том, что сущность культуры сосредоточена прежде всего в способе и средствах человеческой деятельности, а не в субъекте, целях и создаваемых ценностях, составляет ядро концепции
3.
Маркаряна.
«Фундаментальное свойство культуры — быть средством деятельности людей — концентрированно выражает саму суть культуры и интегрирует все остальные характеристики, а выделение указанного свойства позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле — как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития»
(195, с.
86).
Но из этого концептуального тезиса следует, что любая по своим целям и последствиям человеческая деятельность, в частности педагогическая, является одинаково культурной, будет ли она созидательной или разрушительной, благодетельной или преступной, нравственной или безнравственной.
Если средства объявляются безразличными к субъекту и его целям, то в принципе не может существовать деятельностей «культурных» и «некультурных», ибо вообще теряет смысл вопрос о «культурном» или «некультурном» употреблении средств.
Но общеизвестно, насколько разнообразными бывают пути и средства для достижения целей одной и той же деятельности.

Поэтому мы разделяем точку зрения нижеследующих авторов.
По определению Н.
С.
Злобина, деятельная сущность человека культурна по определению, и только в сфере продуктивно-предметных воплоще24

[стр.,25]

ний под рубрикой культурных объединяются лишь те предметы и ценности, в которых человеческая сущность выступает более ярко и очевидно.
В работах В.
М.
Межуева вывод сводится к тому, что «субъективная деятельность человека становится демиургом культуры лишь по мере того, как она оказывается воплощением объективной логики исторического развития в целом, носителем общеисторической потребности, а не просто частного и порой далеко отклоняющегося в сторону мотива.
Всякий предмет культуры есть продукт труда, но обратная связь невозможна» (202, с.
35).
«Культура — достояние только тех, кто творит, — пишет В.
А.
Бажанов.
— Культуру нельзя «знать», ее никогда не знают, — ее творят» (24, с.
122).
Культура — это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой.
Вместе с тем область прекрасного — это неисчерпаемый резерв педагогики, источник целенаправленных и организованных воспитательных воздействий (Э.
А.
Верб, И.
Гербарт, А.
И.
Герцен, Д.
Б.
Кабалевский, П.
Ф.
Каптерев, А.
С.
Макаренко, В.
А.
Сухомлинский, И.
Фихте, Ф.
Фребель, Ф.
Шиллер).
Часто полагают, что ценности, создаваемые людьми творчества, можно развести на духовные и материальные, но это умозрительное заключение, берущее свое начало в философской проблематике соотношения идеи и вещи, идеального и материального, примитивного разделения души и тела.
Фактически это две стороны одного процесса или явления, ибо культура представляет собой единство того и другого.
«Она вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни...» (5, с.
12).
Речь должна идти о целостности культуры и личности и о соответствии канала образования свойствам культуры.
Объясним эти положе25

[Back]