Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 40]

40 не просто частного и порой далеко отклоняющегося в сторону мотива.
Всякий предмет культуры есть продукт труда, но обратная связь невозможна
[125, 207 с.35].
Культура — это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой.
Вместе с тем область прекрасного — это неисчерпаемый резерв педагогики, источник целенаправленных и организованных воспитательных воздействий (Э.
А.
Верб, И.
Гербарт, А.
И.
Герцен, Д.
Б.
Кабалевский, П.
Ф.
Каптерев, А.
С.
Макаренко, В.
А.
Сухомлинский, И.
Фихте, Ф.
Фребель, Ф.
Шиллер).

[63, 80, 136, 194, 283].
Мы живем в период, когда просматривается кризис мировой системы образования.
Глубинные основы кризиса заложены еще в эпоху Просвещения, когда была нарушена традиционная
парадигма социального воспроизводства и наследования.
Именно эту парадигму отличало формирование целостного человека в качестве цели образования (культуры).
В ее рамках были сформированы три уровня социализирующих процессов.
Это — передача норм взаимодействия с объектом деятельности, ставшая стержнем обучения.
Трансляция норм коллективного взаимодействия и совместной жизнедеятельности с другими субъектами и членами группы, составившая основное содержание воспитания, и трансляция норм взаимодействия с этносоциальными общностями и культурами, реализуемая собственно образованием.
И можно полагать, что характерная для этой модели структурносодержательная полнота образования явилась одной из причин ее многовековой устойчивости и результативности.

Иесформированность какого-то из них делает образование ущербным, не позволяющим считать социализированного таким образом субъекта культурным или образованным.
Поскольку предельный случай культуры есть «культура вообще», то происходит утверждение универсальной и всеобщей культуры как идеала и конечной цели образования.
С этим,
мы предполагаем,
[стр. 25]

ний под рубрикой культурных объединяются лишь те предметы и ценности, в которых человеческая сущность выступает более ярко и очевидно.
В работах В.
М.
Межуева вывод сводится к тому, что «субъективная деятельность человека становится демиургом культуры лишь по мере того, как она оказывается воплощением объективной логики исторического развития в целом, носителем общеисторической потребности, а не просто частного и порой далеко отклоняющегося в сторону мотива.
Всякий предмет культуры есть продукт труда, но обратная связь невозможна»
(202, с.
35).
«Культура — достояние только тех, кто творит, — пишет В.
А.
Бажанов.
— Культуру нельзя «знать», ее никогда не знают, — ее творят» (24, с.
122).
Культура — это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой.
Вместе с тем область прекрасного — это неисчерпаемый резерв педагогики, источник целенаправленных и организованных воспитательных воздействий (Э.
А.
Верб, И.
Гербарт, А.
И.
Герцен, Д.
Б.
Кабалевский, П.
Ф.
Каптерев, А.
С.
Макаренко, В.
А.
Сухомлинский, И.
Фихте, Ф.
Фребель, Ф.
Шиллер).

Часто полагают, что ценности, создаваемые людьми творчества, можно развести на духовные и материальные, но это умозрительное заключение, берущее свое начало в философской проблематике соотношения идеи и вещи, идеального и материального, примитивного разделения души и тела.
Фактически это две стороны одного процесса или явления, ибо культура представляет собой единство того и другого.
«Она вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни...» (5, с.
12).
Речь должна идти о целостности культуры и личности и о соответствии канала образования свойствам культуры.
Объясним эти положе25

[стр.,26]

ния.
Мы живем в период, когда просматривается кризис мировой системы образования.
Глубинные основы кризиса заложены еще в эпоху Просвещения, когда была нарушена традиционная
(не путать с традиционной системой обучения — Л.
С.) парадигма социального воспроизводства и наследования.
Именно эту парадигму отличало формирование целостного человека в качестве цели образования (культуры).
В ее рамках были сформированы три уровня социализирующих процессов.
Это — передача норм взаимодействия с объектом деятельности, ставшая стержнем обучения.
Трансляция норм коллективного взаимодействия и совместной жизнедеятельности с другими субъектами и членами группы, составившая основное содержание воспитания, и трансляция норм взаимодействия с этносоциальными общностями и культурами, реализуемая собственно образованием.
И можно полагать, что характерная для этой модели структурно-содержательная полнота образования явилась одной из причин ее многовековой устойчивости и результативности.

Несформированность какого-то из них делает образование ущербным, не позволяющим считать социализированного таким образом субъекта культурным, или образованным.
Поскольку предельный случай культуры есть «культура вообще», то происходит утверждение универсальной и всеобщей культуры как идеала и конечной цели образования.
С этим,
думается, согласятся многие.
Но при этом гвоздь современной проблемы образования заключается в том, что недостаточная рефлексия и изученность этого вопроса обусловливают факт: мы проходим мимо понимания того, что успех образования зависит от того, на каком из уровней ставится ценностный и деятельностный акцент.
Так, в метафизическом рационализме Нового времени это понимание стало ограничиваться рационально-духовной компонентой культуры.
Интеллектуальная культура, в свою очередь, испытала рас26

[стр.,178]

Область прекрасного — это неисчерпаемый резерв педагогики, источник целенаправленных и организованных воспитательных воздействий.
Мы подчеркивали роль педагогики в созидании мира красоты, в культуротворческом процессе, в формировании у молодого поколения эстетического восприятия действительности.
Мы также исходили из теоретического положения о том, что эстетическая культура человека является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей не только полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании, но и выступать в качестве мотива любой, в том числе профессиональной деятельности.
Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер.
Не являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как ее качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности.
Поэтому, показывая мотивационный потенциал эстетической культуры будущих учителей, мы посчитали корректным обобщить его до понимания мотивационного потенциала культуры педагогической деятельности.
В деятельности по развитию мотивации культуры педагогической деятельности мы выделяем два периода: до университета (педклубы) и в университете.
Программы деятельности иедклубов апробировались нами в Акбулакской школе саморазвития № 1, гимназии № 5 г.
Гая, профессиональном лицее № 3 г.
Оренбурга.
Коллективы педагогов проделали большую работу по созданию условий: 1) для реализации актуализируемой в подростковом и юношеском возрасте потребности самопознания, саморазвития через воспи178

[Back]