43 формируется новый тип рациональности. Если классическая рациональность вела мысль через ряд жестко связанных между собой понятий, этапов, суждений и т.п., то мысль в современной культуре движется по «случайным» траекториям. К. Леви-Строс доминирующей чертой мышления называет ассоциативность [179, с.72]. Прецедент приобретает огромное значение, умение понять новое, появившееся здесь и сейчас. А главное, умение вписать это новое в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа. Это следующая особенность типа мышления современной культуры. И, наконец, способность не только видеть типичное в явлениях и событиях, но замечать и понимать особенное и индивидуальное, не отбрасывая последнее в процессе размышления и познания. Логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению, а отнесением' к интересу и ценности. Последовательность и однозначность такого «участного мышления» гарантируется, как писал М. М. Бахтин, «подписью» действующей личности, ее ответственностью за свое постоянство, что, конечно, должно войти в саму ткань подобного участного (аксиологического) мышления [25, с.109-111]. 2. Современная культура — это культура диалога, а не монолога. 3. Современная культура ориентирована на настоящее. Это не означает, что культура исходит из принципа: «После нас хоть потоп», это означает, что только настоящее культура осознает реально существующим бытием [368, с.52]. Решая нынешние проблемы, человек устраивает будущее, а будущее не может решить никаких проблем. Отсюда вытекает один из важнейших принципов современной культуры, сформулированный Альбертом Швейцером, — «благоговение перед жизнью» [326]. 4. Современная культура — это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Хотя еще Кантом был провозглашен принцип — человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но |
ность в зависимости от того, какая культура и в какой связи с другими его «культурами» станет определять его человеческие проявления. Мы являемся свидетелями конца индустриального этапа развития цивилизации, для которого были характерны непосредственная включенность человека в процесс материального производства, серийные технологии, разделение труда, специализация кадров и пр. Педагогическая деятельность соответствовала принципам культуры. Сциентизм нашел отражение: в поурочной структуре процесса обучения, постоянном расширении «учебных планов», дифференциации вузов вместо единого университета и т.п.; в доминантной роли учителя, ибо он представитель разума и знает ответы на все вопросы. Учитель несет свет истины и просвещает своего темного ученика, а потом он же проверяет, насколько этот ученик постиг истину и соответствует ей. Поэтому урок превращается в монолог, где сначала говорит учитель, а потом говорит (повторяет) ученик; в ориентации системы образования на подготовку своего выпускника для вуза, производства, жизни и т.д., которая завершается аттестацией человека на зрелость (таШгйаБ). 1. Современная культура перестала быть культурой отраслевой, поскольку социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией: интеграцией наук (все чаще новые открытия возникают на их стыке, для решения каких-либо задач требуются усилия ученых разных специальностей, требуется единый язык). По выражению французского исследователя А. Моля, это культура «мозаичная» (212, с. 43—46). В связи с этим в современной культуре формируется новый тип рациональности. Если классическая рациональность вела мысль через ряд жестко связанных между собой понятий, этапов, суждений и т.п., то мысль в современной культуре движется по 28 «случайным» траекториям. К. Леви-Строс доминирующей чертой мышления называет ассоциативность (175, с. 72). Прецедент приобретает огромное значение, умение понять новое, появившееся здесь и сейчас. А главное, умение вписать это новое в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа. Это следующая особенность типа мышления современной культуры. И, наконец, способность не только видеть типичное в явлениях и событиях, но замечать и понимать особенное и индивидуальное, не отбрасывая последнее в процессе размышления и познания. Логика движения мысли определяется не отнесением к некоему исходному и фундаментальному определению, а отнесением к интересу и ценности. Последовательность и однозначность такого «участного мышления» гарантируется, как писал М. М. Бахтин, «подписью» действующей личности, ее ответственностью за свое постоянство, что, конечно, должно войти в саму ткань подобного участного (аксиологического) мышления (28, с. 109—111). 2. Современная культура — это культура диалога, а не монолога. 3. Современная культура ориентирована на настоящее. Это не означает, что культура исходит из принципа: «После нас хоть потоп», это означает, что только настоящее культура осознает реально существующим бытием (368, с. 52). Решая нынешние проблемы, человек устраивает будущее, а будущее не может решить никаких проблем. Отсюда вытекает один из важнейших принципов современной культуры, сформулированный Альбертом Швейцером, — «благоговение перед жизнью» (342). 4. Современная культура — это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, как личности, как единственного источника продуктивного деяния. Хотя еще Кантом был провозглашен принцип — человек всегда должен быть целью и никогда не должен быть средством, но именно для современной культуры 29 |