Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 44]

44 именно для современной культуры он все больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием [4, 135, 329] .
Принимая во внимание отмеченные особенности современной культуры, необходимо выделить такое основание данной культуры, ориентируясь на которое,
молено было бы создать модель культуры профессиональной деятельности.
Основанием для культуры
профессиональной деятельности, по мнению В.
А.
Конева, выступает способность определять границу значимого и незначимого (выявлять ценность), вести диалог
[157].
Это сегодня жизненно важно, считает автор, как раз потому, что канал образования, который воспроизводит культуру, воспроизводит ее старое основание — специализированное знание.
А «жизнь и развитие современной культуры базируется не на познавательной способности, не она сейчас выступает культуроформирующей способностью, а на способности определять границу значимого и незначимого»
[133, с.52].
Организация преподавателем ситуации сомнения может строиться на различных основаниях, но наиболее эффективным, на наш взгляд, являются диалогическое столкновение разных позиций, разных мнений.
В культурных ситуациях — «точках интенсивности», как их называл М.
К.
Мамардашвили [195, с.32-33], человек мыслит о жизни вообще, о своей жизни, в этот момент он получает навык мыслить.
Мысль — это событие в культуре.
В соответствие с принципами организации современной культуры приводится и образование (таблица 1), ибо оно будет эффективным тогда, когда его «строение» будет соответствовать строению культуры, логике организации ее материала.
Особый интерес для нас представляет идея диалогической культуры, разработанная в отечественной философской литературе В.
С.
Библером.

[39] Философ отмечает, что культура по своей природе вообще, а современная культура это обнаруживает наиболее ярко, несет в себе энергию и силу диалога,
[стр. 30]

он все больше становится регулятивной идеей, а не просто гуманистическим мечтанием (3, 140, 327).
Принимая во внимание отмеченные особенности современной культуры, необходимо выделить такое основание данной культуры, ориентируясь на которое,
можно было бы искать модуль культуры педагогической деятельности.
Основанием для культуры
педагогической деятельности, по мнению В.
А.
Конева, выступает способность определять границу значимого и незначимого (выявлять ценность), вести диалог.

Это сегодня жизненно важно, считает автор, как раз потому, что канал образования, который воспроизводит культуру, воспроизводит ее старое основание — специализированное знание.
А «жизнь и развитие современной культуры базируется не на познавательной способности, не она сейчас выступает культуроформирующей способностью, а на способности определять границу значимого и незначимого»
(115, с.
52).
Организация учителем ситуации сомнения может строиться на различных основаниях, но наиболее эффективным, на наш взгляд, являются диалогическое столкновение разных позиций, разных мнений.
В культурных ситуациях — «точках интенсивности», как их называл М.
К.
Мамардашвили (195, с.
32—33), человек мыслит о жизни вообще, о своей жизни, в этот момент он получает навык мыслить.
Мысль — это событие в культуре.
В соответствие с принципами организации современной культуры приводится и образование (таблица 1), ибо оно будет эффективным тогда, когда его «строение» будет соответствовать строению культуры, логике организации ее материала.
Особый интерес для нас представляет идея диалогической культуры, разработанная в отечественной философской литературе В.
С.
Библером.

30

[стр.,32]

32 Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 утилитаристская Цель: передать знания; школа готовит для поступления в вуз, вуз — для передачи производству; ученик—резервуар для знаний, должен «подходить» для учителя ориентирована на самоценносгь человека, его уникальность Цель: создать условия для саморазвития личности; развитие культуроформирующей способности Философ отмечает, что культура по своей природе вообще, а современная культура это обнаруживает наиболее ярко, несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также возникает и формирует себя личность (38, с.
21).
Поскольку «участное мышление» (М.
М.
Бахтин) личностно, то культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е.
через диалог.
Диалогичность современной культуры обнаруживает себя и в развитии культурного туризма, когда люди знакомятся с культурами других народов, и в музейном буме, и во внимании к историческим памятникам и их охране, и в постмодернистском пристрастии к цитатам, аллюзиям и столкновению различных голосов.
Современное знание о культуре исходит из того, что оно должно быть непременно связано с интересами человека и выполнять интегративную функцию в области социогуманитарного знания.
Это положение также сформулировано В.
С.
Библером: «В XX в.
феномен культуры — ив обыденном его понимании, и в глубинном смысле — все более

[Back]