Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 45]

45 благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также возникает и формирует себя личность [37, с.21].
Таблица 1 Соответствие образовательного пространства принципам организации культуры Культура Нового времени Современная культура Принципы организации Образовательное пространство Принципы организации Образовательное пространство «отраслевая» рационалиста -чсская, сциентизм (ориентация на науку) монологическая поурочная структура процесса обучения; специализированный урок как отражениетой или иной содержательной сторон культуры расширение учебных планов дифференциация знания (вместо университета— отраслевой институт) каждый вид знания выступает как рациональная организация системы со своими принципами, правилами, категориями последовательность, ступенчатость урок— монолог преподавателя, авторитарность, воздействие интегральная, «мозаичная» ориентирована на настоящее культура диалога «погружение» в проблему; уроки-панорамы; ОДИ; философские диалоги ит.п.
аксиологичиосгь мышления, критичность, понимание особенного, И1щивидуалыюго умение вписать новое в свою деятельность нравственная ответственность за содеянное; осознанность последствий безответственного поведения диалог, понимание, рассуждение, уважение мнения другого, умение выслушат ь, а не переубеждать утилитаристская Цель: передать знания; школа готовитдля поступления в вуз, вуз— для передачи производству; ученик— резервуар для знаний, должен «подходить» для преподавателя ориентирована на самоценность человека, его уникальность Цель: создать условия для саморазвития личности; развитие кулыуроформирующей способности
[стр. 31]

Соответствие образовательного пространства принципам организации культуры Таблица 1 Культура Нового времени Современная культура Принципы Образовательное Принципы Образовательное организации пространство организации пространство 1 2 3 4 «отраслевая» поурочная структура интегральная, «погружение» в проблепроцесса обучения; «мозаичная» му; уроки-панорамы; специализированный ОДИ; философскиедиаурок как отражениетой логи ит.п.
или иной содержательаксиологичность мышной сторон культуры ления, критичность, по-расширение учебных нимание особенного, инпланов дивидуального -дифференциация зна-умениевписать новое в ния (вместо универсисвоюдеятельность тета —отраслевой институт) рационалисти-каждыйвидзнания ориентированравственная ответстческая, сциенвыступает как рациона на настоявенность за содеянное; тизм (ориентанальная организация щее осознанность последствий ция на науку) системы со своими принципами, правилами, категориями последовательность, ступенчатость безответственного поведения монологиче-урок —монолог учикультура диадиалог, понимание, расская теля, авторитарность, воздействие лога суждение, уважение мнения другого, умение выслушать, а не переубеждать

[стр.,32]

32 Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 утилитаристская Цель: передать знания; школа готовит для поступления в вуз, вуз — для передачи производству; ученик—резервуар для знаний, должен «подходить» для учителя ориентирована на самоценносгь человека, его уникальность Цель: создать условия для саморазвития личности; развитие культуроформирующей способности Философ отмечает, что культура по своей природе вообще, а современная культура это обнаруживает наиболее ярко, несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также возникает и формирует себя личность (38, с.
21).
Поскольку «участное мышление» (М.
М.
Бахтин) личностно, то культура неминуемо должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е.
через диалог.
Диалогичность современной культуры обнаруживает себя и в развитии культурного туризма, когда люди знакомятся с культурами других народов, и в музейном буме, и во внимании к историческим памятникам и их охране, и в постмодернистском пристрастии к цитатам, аллюзиям и столкновению различных голосов.
Современное знание о культуре исходит из того, что оно должно быть непременно связано с интересами человека и выполнять интегративную функцию в области социогуманитарного знания.
Это положение также сформулировано В.
С.
Библером: «В XX в.
феномен культуры — ив обыденном его понимании, и в глубинном смысле — все более

[Back]