Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 46]

46 Поскольку «участное мышление» (М, М.
Бахтин) личностно, то культура неминуемо
включает в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е.
через диалог.
Диалогичность современной культуры обнаруживает себя и в развитии культурного туризма, когда люди знакомятся с культурами других народов, и в музейном буме, и во внимании к историческим памятникам и их охране, и в постмодернистском пристрастии к цитатам, аллюзиям и столкновению различных голосов
[24].
Современное знание о культуре исходит из того, что оно должно быть непременно связано с интересами человека и выполнять
инте1ративную функцию в области социогуманитарного знания.
Это положение
сформулировано В.
С.
Библером: «Феномен культуры — и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле — все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает...
все решающие события жизни и сознание людей нашего века
[39, с.
13-14].
Построение современной теории культуры принципиально невозможно в рамках классической философии, а связано с постмодернистскими представлениями, преодолевающими противопоставление объекта и познающего его субъекта.
Последний выступает непосредственным участником процесса познания, воспринимаемого одновременно и как процесс самопознания, самопонимания познающего.
На этих основаниях и строится коммуникативная концепция культуры.
В рамках этой модели культура обретает свою суверенность, «определяется в себе и через себя, а не в другом и не через другое, поэтому любые определения культуры составляют моменты ее самоопределения».

Понимание любого процесса, вт.ч.
образовательного, непременно является подобием процесса культуры, диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; где начинается сознание, там...
начинается и диалог».

Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим
[стр. 32]

32 Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 утилитаристская Цель: передать знания; школа готовит для поступления в вуз, вуз — для передачи производству; ученик—резервуар для знаний, должен «подходить» для учителя ориентирована на самоценносгь человека, его уникальность Цель: создать условия для саморазвития личности; развитие культуроформирующей способности Философ отмечает, что культура по своей природе вообще, а современная культура это обнаруживает наиболее ярко, несет в себе энергию и силу диалога, благодаря которым актуализируются любые смыслы культуры, а также возникает и формирует себя личность (38, с.
21).
Поскольку «участное мышление» (М.
М.
Бахтин) личностно, то культура неминуемо
должна включать в себя многообразие личностно ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, т.е.
через диалог.
Диалогичность современной культуры обнаруживает себя и в развитии культурного туризма, когда люди знакомятся с культурами других народов, и в музейном буме, и во внимании к историческим памятникам и их охране, и в постмодернистском пристрастии к цитатам, аллюзиям и столкновению различных голосов.

Современное знание о культуре исходит из того, что оно должно быть непременно связано с интересами человека и выполнять
интегративную функцию в области социогуманитарного знания.
Это положение
также сформулировано В.
С.
Библером: «В XX в.
феномен культуры — ив обыденном его понимании, и в глубинном смысле — все более


[стр.,33]

сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает...
все решающие события жизни и сознание людей нашего века
(38, с.
13, 14).
Построение современной теории культуры принципиально невозможно в рамках классической философии, а связано с постмодернистскими представлениями, преодолевающими противопоставление объекта и познающего его субъекта.
Последний выступает непосредственным участником процесса познания, воспринимаемого одновременно и как процесс самопознания, самопонимания познающего.
На этих основаниях и строится коммуникативная концепция культуры.
В рамках этой модели культура обретает свою суверенность, «определяется в себе и через себя, а не в другом и не через другое, поэтому любые определения культуры составляют моменты ее самоопределения».

Культура обретает свою реальность в общительной связи индивидов: «понимание любого процесса непременно является подобием процесса культуры», диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; где начинается сознание, там...
начинается и диалог»
(28, с.
102).
Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим
собой, как с другим.
Общение с другим через произведение, текст предполагает микродиалог в Большом времени культуры.
В.
С.
Библер предостерегает от примитивного понимания диалога как разных видов диалога (научный, бытовой, моральный и пр.).
Они не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры.
В «диалоге культур» речь идет о диалогичности самой истины (красоты, добра), о том, что понимание другого человека предполагает взаимопонимание «Я — ты» как онтологически различных личностей, обладающих актуально или потенциально различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты, добра.
Диалог, понимаемый в идее культуры, — это диалог различных 33

[Back]