Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 49]

49 ценностное основание для выработки знаний собственно профессиональных — «второго порядка», дало противоречивую картину.
Лишь 4,2% студентов считают, что
специалист должен иметь философскую и культурологическую подготовку.
11,6% студентов вообще исключили ее из числа обязательных.
Большинство из них уверены в том, что
«предостаточно знать специальные предметы».
Между тем, стали очевидными неготовность студентов к самостоятельному поиску ответов на сложные вопросы исторического прошлого и современности; узкий кругозор, малая
начитанность, не способствующие выработке собственного мнения, умения самостоятельно оценивать коллизийные ситуации, брать ответственность на себя и т.п.
Выяснилось, что
выпускники профессиональных колледжей имеют поверхностные представления об искусстве как рефлексии целостности мира, его гармоничности.
31,7% студентов предпочитают эстрадную музыку,
любят «Аншлаг».
На художественную литературу, театр, живопись, симфоническую, камерную, оперную музыку (классическую и современную), балет
приходится 13,5% выборов.
Непопулярны у студентов хоровое творчество, архитектура, прикладное искусство.
Признавая значение субъектной позиции студента во взаимоотношениях с культурой, его безусловное право самому избирать ценности в общечеловеческом опыте, не следует забывать, что речь идет о
профессионале, которому предстоит осваивать новые технологии.
Это означает, что он должен быть готовым к интеркультурной коммуникации.
А его эстетическое сознание
пока открыто лишь для телешоу.
В возрастном же плане
наш респондент — уже сложившийся человек.
В среде преподавателей также выявлено заметное снижение
обращения к культуре: только 12,7% посещают выставки; 13,1% бывают в театрах; слушают классическую музыку в домашних условиях — 9,4%, эстрадную — 27,4%; регулярно читают —24,2%, предпочитая в качественном плане произведения,
[стр. 35]

мышления.
Именно такое понимание культуры мы будем иметь в виду при рассмотрении культуры педагогической деятельности, определяя учителя как цель, как человека культуры (творящую личность, творца культуры), педагогическую деятельность как культуросообразную.
Итак, социокультурные предпосылки связаны с потенциалом культуры, ибо культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор.
(О культуре и нормах деятельности см.
подробнее 1.4.) Исследования уральской школы философов-культурологов (В.
Л.
Бенин, Г.
Е.
Зборовский, Л.
Н.
Коган), доказавших, что существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности, позволили нам выделить культуру педагогической деятельности в качестве предмета исследования.
Диагностическое изучение наличия знаний «первого порядка» — знаний, характеризующих любого культурного человека, но необходимых как ценностное основание для выработки знаний собственно педагогических — «второго порядка», дало противоречивую картину.
Лишь 4,2% студентов считают, что
учитель должен иметь широкую философско-методологическую и культурологическую подготовку.
11,6% студентов вообще исключили ее из числа обязательных.
Большинство из них уверены в том, что
для учителя «предостаточно знать преподаваемый предмет».
Между тем стали очевидными неготовность студентов к самостоятельному поиску ответов на сложные вопросы исторического прошлого и современности; узкий кругозор, малая
начи35

[стр.,36]

танность, не способствующие выработке собственного мнения, умения самостоятельно оценивать коллизийные ситуации, брать ответственность на себя и т.п.
Выяснилось, что
будущие учителя имеют поверхностные представления об искусстве как рефлексии целостности мира, его гармоничности.
31,7% студентов предпочитают эстрадную музыку,
кино.
На художественную литературу, театр, живопись, симфоническую, камерную, оперную музыку (классическую и современную), балет
падает 13,5% выборов.
Непопулярны у студентов хоровое творчество, архитектура, прикладное искусство.
Признавая значение субъектной позиции студента во взаимоотношениях с культурой, его безусловное право самому избирать ценности в общечеловеческом опыте, не следует забывать, что речь идет о
будущем учителе, которому, возможно, предстоит работать в поликультурной школе.
Это означает, что он должен быть готовым к интеркультурной коммуникации.
А его эстетическое сознание
открыто лишь для телешоу.
В возрастном же плане
он — уже сложившийся человек.
В среде преподавателей также выявлено заметное снижение
общения с культурой: только 12,7% посещают выставки; 13,1% бывают в театрах; слушают классическую музыку в домашних условиях — 9,4%, эстрадную — 27,4%; регулярно читают — 24,2%, предпочитая в качественном плане произведения, позволяющие не задумываться; смотрят большинство телевизионных мелодрам — 35,2%; наиболее предпочтительны такие телевизионные передачи, как «Поле чудес» — 28,5%, «Я сама» — 23,1%, «Время» — 23,0% и др.
На вопрос, в котором предлагалось дать оценку общей культуры современного учителя, только пятая часть учащихся старших классов поставила ему «высокую оценку», значительная (58%) — среднюю.
Можно сказать, что для организации учебно-воспитательного 36

[Back]