Проверяемый текст
Соколова, Людмила Борисовна; Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя (Диссертация 2000)
[стр. 50]

50 позволяющие не задумываться; смотрят большинство телевизионные мелодрамы — 35,2%; наиболее предпочтительны такие телевизионные передачи, как «Поле чудес» — 28,5%, «Аншлаг» — 23,1%, «Без комплексов» — 23,0% и др.
На вопрос, в котором предлагалось дать оценку общей культуры современного
преподавателя, только пятая часть студентов поставила ему «высокую оценку», значительная (58%) — среднюю.
Можно сказать, что для организации
образовательного процесса в сузе характерным остается «сужение» культурной среды воспитания, дефицит духовно-нравственных начал, их оттеснение на второй план подготовки студента за счет абсолютизации специального знания; растерянность педагогов в сложившейся ситуации, отсутствие ясной цели, снижение уровня ответственности, чувства 1ражданственности (34,6%); академическая отстраненность преподавателя от студента, использование в большинстве случаев традиционных форм просвещения, преимущество вербальных методов в обучении (57,1%).
Данные противоречия требуют решения.
Таким образом, для нас важен деятельностный аспект существования культуры.
Субъект осуществляет свою активность деятельностно, и, только будучи активно действующим, он может воспользоваться достоянием культуры и в профессиональной деятельности.
Чем больше в конкретной деятельности проявлено и на более высоком уровне использовано
достижения общечеловеческого опыта, т.е.
культуры, чем более эта деятельность культурна, тем больший уровень
социализованности, т.е.
«очеловеченности», являет собой субъект.

Социальные предпосылки формирования культуры профессиональной деятельности вытекают из этнокультурных и этнопедагогических предпосылок.
[стр. 36]

танность, не способствующие выработке собственного мнения, умения самостоятельно оценивать коллизийные ситуации, брать ответственность на себя и т.п.
Выяснилось, что будущие учителя имеют поверхностные представления об искусстве как рефлексии целостности мира, его гармоничности.
31,7% студентов предпочитают эстрадную музыку, кино.
На художественную литературу, театр, живопись, симфоническую, камерную, оперную музыку (классическую и современную), балет падает 13,5% выборов.
Непопулярны у студентов хоровое творчество, архитектура, прикладное искусство.
Признавая значение субъектной позиции студента во взаимоотношениях с культурой, его безусловное право самому избирать ценности в общечеловеческом опыте, не следует забывать, что речь идет о будущем учителе, которому, возможно, предстоит работать в поликультурной школе.
Это означает, что он должен быть готовым к интеркультурной коммуникации.
А его эстетическое сознание открыто лишь для телешоу.
В возрастном же плане он — уже сложившийся человек.
В среде преподавателей также выявлено заметное снижение общения с культурой: только 12,7% посещают выставки; 13,1% бывают в театрах; слушают классическую музыку в домашних условиях — 9,4%, эстрадную — 27,4%; регулярно читают — 24,2%, предпочитая в качественном плане произведения, позволяющие не задумываться; смотрят большинство телевизионных мелодрам — 35,2%; наиболее предпочтительны такие телевизионные передачи, как «Поле чудес» — 28,5%, «Я сама» — 23,1%, «Время» — 23,0% и др.
На вопрос, в котором предлагалось дать оценку общей культуры современного
учителя, только пятая часть учащихся старших классов поставила ему «высокую оценку», значительная (58%) — среднюю.
Можно сказать, что для организации
учебно-воспитательного 36

[стр.,37]

процесса в вузе характерным остается: «сужение» культурной среды воспитания, дефицит духовно-нравственных начал, их оттеснение на второй план подготовки студента за счет абсолютизации специального знания; растерянность педагогов в сложившейся ситуации, отсутствие ясной цели, снижение уровня ответственности, чувства гражданственности (34,6%); академическая отстраненность преподавателя от студента, использование в большинстве случаев традиционных форм просвещения, преимущество вербальных методов в обучении (57,1%).
Это противоречие требовало решения.
Таким образом, в некотором смысле культуру можно отождествлять с музеем, в котором все пребывает, наподобие экспонатов, которые по мере востребования снимаются со стендов и используются по назначению.
Для нас важен другой аспект существования культуры — деятельностный, актуально-реализующий.
Если культура в первом значении — музей, то во втором значении — это субъект, пользующийся всем достоянием музея.
Он осуществляет свою активность деятельностно, и, только будучи активно действующим субъектом, он может воспользоваться достоянием культуры.
Его активность, оснащенная культурой, будет культурной, т.е.
очеловеченной, деятельностью.
Чем больше в конкретной деятельности проявлено и на более высоком уровне использовано
достижений общечеловеческого опыта, т.е.
культуры, чем более эта деятельность культурна, тем больший уровень
социализованносги, т.е.
«очеловеченности», являет собой субъект.

Социокультурные предпосылки формирования культуры педагогической деятельности вытекают из этнокультурных и этнопедагогических предпосылок.
37

[Back]